Даниэлла Рыбакьян: Наше кино дерзкое, неудобное, о восходящей звезде рэп-баттлов

На отечественные экраны вышел фильм «Шум» режиссера Даниэллы Рыбакьян – участник программы Московского Международного кинофестиваля. Драма рассказывает о самобытной жизни клубов и площадок, где молодые люди соревнуются друг с другом в необычном искусстве рэпа, пытаясь впечатлить соперников сложной рифмой.

Накануне выхода фильма мы побеседовали с режиссером.

— Даниэлла, ваш герой  — двадцатилетний «неудобный» парень, «восходящая звезда» рэп-баттлов. Чем вам дорог этот тип героя?

— Мне он дорог прежде всего тем, что у него есть обостренное чувство справедливости. Он хочет через рэп донести свою правду, он задает в агрессивной форме вопросы миру, раздумывает над тем, возможно ли в этом мире что-то изменить.  Меня всегда волновал вопрос, каков он сейчас, герой нашего времени. Мне кажется, что наш герой вполне претендует на то, чтобы занять эту нишу.

Вторым, неявным героем нашего фильма является образ современного большого города, где происходят эти события. Здесь есть и ночные клубы, и криминальные структуры, и коррупция, и наркотики — мы стремились показать всю ту паутину, в которую попадает этот борец за правду. Образ города — собирательный, он символизирует образ современного мира вообще.

— Ваш герой влюбляется в девушку, связанную с криминальным бизнесом. Меня всегда удивляло, откуда сценаристы-дамы берут подобные повороты сюжета? Никого не хочу обидеть, но очень часто подобные истории выглядят «клюквой»: если человек сам не из этой среды, то как он может правдиво рассказать о ней? Или вас кто- то  консультировал?

— Я не готова назвать наши источники, но, поверьте, у нас были консультанты по всем вопросам, в том числе и по криминальной линии. Мы общались с этими источниками, я пыталась выяснить, как это в реальности происходит, постоянно уточнялись нюансы.

Вообще, все свои идеи  я беру из жизни, это ситуации, которые я так или иначе наблюдаю вокруг себя, или аналогичные тем, в которые попадала сама.

Наш герой передает в какой-то степени мое личное мироощущение. Я тоже сталкиваюсь с несправедливостью  и тоже всё время нахожусь в раздумьях: бороться ли мне за свою правду либо смириться с обстоятельствами и плыть по течению?

— Это ведь история «Гамлета». Почему вы тогда снимали не по Шекспиру?

— Потому что я в реальности встретила такого парня. У нашего героя был прообраз. Мальчику было 16 лет, он увлекался рэпом, участвовал в школьных батлах, я прочитала его тексты  — у него было очень много вопросов к миру, заданных  в жесткой и агрессивной форме. Но мне понравилась его детская искренность, зацепила его честность.

— Но ведь этот парень проживал свою историю, почему бы не рассказать ее – ту, которая и породила его острые тексты, которые вас так поразили? Зачем вы  помещаете героя в придуманную среду, да еще с криминальной составляющей? Разве реальная жизнь менее  интересна, если рождает подобного персонажа?

— Мне хотелось этого наивного, этого, если хотите, «дурачка» (таким он кажется многим окружающим), но внутренне очень сильного человека поместить в самую непростую ситуацию, и посмотреть, как он там будет действовать.

— Жизнь мудра, и людей, если они дурачки, она в такие ситуации не ставит, разве не так?

— Мне кажется, что наоборот. Человек расчетливый, который просчитывает многоходовку наперед, не побежит бороться за правду, он встроится в систему и начнет жить по правилам этого города, этого мира. Я ведь в  детстве тоже проходила похожую ситуацию. Я родилась в Азове  и очень хорошо понимаю, о чем говорю. Рефреном, кстати, к нашему фильму можно вспомнить и фильм «Дурак» Юрия Быкова 2014 года – история про паренька, который пытается спасти людей от обрушения здания общежития.

В нашей картине у героя  тоже стоит внутренний  вопрос: сгореть или замерзнуть? И он сгорает, готовый за правду бороться до конца. Это глупо, но он может изменить людей вокруг.

Снимая фильм, я задумалась о новом поколении Z и о том, возможно ли,  чтобы они изменили нашу действительность.

— А вы серьезно считаете, что какой-то человек может кого-то изменить, кроме себя?

—  Да, я так считаю. И, как мне кажется, именно в этом заключается смысл творчества.

Беседу вела Елена Булова.