Карен Шахназаров: Тема моря и порта возникла из ностальгического воспоминания

9 декабря в российский прокат выходит новый фильм режиссера Антона Борматова «Владивосток». В ролях заняты  Анастасия Талызина, Андрей Грызлов, Иван Шахназаров, Виталий Кищенко, Кирилл Плетнев. Соавтором сценария и продюсером картины выступает народный артист России Карен Шахназаров. Он  рассказал о возникновении замысла,  а также о том, как студия «Мосфильм»  планирует восстанавливаться после локдауна

— Карен Георгиевич, чем важен для вас этот фильм, и как возникла идея?

— Идея фильма возникла из ностальгического воспоминания о картине, которая мне очень нравилась в детстве – «Набережная туманов» режиссера Марселя Карне с Жаном Габеном и Мишель Морган в главных ролях. До сих пор помню свое первое сильное детское впечатление от фильма. Я попросил сценариста Алексея Бузина, с которым мы уже работали над «Анной Карениной» и «Решением о ликвидации», написать историю, которая, конечно, получилась очень далекой от «Набережной туманов», но тема моря и порта осталась, хотя и герои, и сюжет совсем другие.

— «Владивосток» снят «Мосфильмом» на собственные средства киноконцерна. Повлияли ли как-то ограничения из-за пандемии на производство фильма?

— Картина была полностью снята во Владивостоке. Мне хотелось, чтобы фильм сняли именно там: город очень кинематографичен и удобен для съемок, но его пока мало используют кинематографисты, и это большое упущение. Пандемия не повлияла на съемки, никто из группы не заболел. Отчасти повезло, что съемочный период пришелся на время спада заболевания, аккурат между «волнами».

— Почему вы решили пригласить Антона Борматова в проект  и как складывалось ваше сотрудничество?

— Мне понравилась криминальная драма Антона Борматова «Околофутбола», поэтому было решено доверить ему съемки «Владивостока». И он справился.

— Потери «Мосфильма» после пандемии огромные, десятки миллионов рублей (150 млн рублей). Известно, что с 2021 по 2024 годы «Мосфильм»  планировал направлять сохраненные средства на развитие. Какова стратегия развития организации на ближайшие годы?

— «Мосфильм», являясь государственным унитарным предприятием, не получает от государства ни копейки. Согласно постановлению от 2018 года, государственные унитарные предприятия, в отличие от частных, помимо уплаты всех налогов должны перечислять государству ещё и половину прибыли. Хорошо, что нас временно освободили от этой обязанности. Но даже несмотря на то, что «Мосфильм» с 2021 по 2024 годы перечисляет меньшую долю прибыли в федеральный бюджет, мы продолжаем платить большие налоги, как и любое другое предприятие. За время моей работы на этом посту, думаю, 10 или 15 млрд рублей государству мы выплатили.

Я не могу сказать, что за время пандемии «Мосфильм» столкнулся со сверхпроблемой, которую нельзя было бы решить. Да, потери у студии были, но я бы не назвал их катастрофическими. Всем сотрудникам в период локдауна выплачивалась заработная плата, часть из них все равно работала, например, служба обеспечения. Мы довольно быстро преодолели постпандемийный кризис, нарастили производство, компенсировали потери.

Сейчас «Мосфильм» полностью восстановился, у нас большая загрузка, которая, как ни странно, после пандемии даже увеличилась. Это объясняется и высоким качеством производства, которое не каждая студия может обеспечить.

— Ставите ли вы целью снимать на «Мосфильме» больше собственного контента?

— К сожалению, поскольку «Мосфильм» продюсирует фильмы самостоятельно, без господдержки, финансировать много не получается. Но студия входит в копродукцию с несколькими картинами в год, вкладываясь не деньгами, а услугами. Например, являемся сопродюсерами недавних картин Влада Фурмана и Александра Миндадзе. В этом году таких работ порядка пяти. Сейчас помогаем в производстве фильма от ВГИК-Дебют «У самого Белого моря».

Но все эти фильмы финансово ничего не приносят нашей студии, мы лишь получаем права на демонстрацию в интернете – в нашей киноколлекции на YouTube. На канале около 40 млн просмотров в месяц, так что эти картины может увидеть широкая публика. К тому же на YouTube-канале «Мосфильма» много иностранцев – например, из США приходит 140-150 тысяч зрителей в неделю.

— Вы состоите в Совете Фонда кино, и отмечали, что одна из самых больших проблем в российском кино сегодня – это недоработанные, не доведенные до ума сценарии, что нужен институт редакторов. Есть ли подвижки в этом вопросе?

— Со сценариями, действительно, необходима более тщательная работа, как в Голливуде или как было в СССР. Дело вовсе не в цензуре, а в кропотливой редакторской работе, решении творческих задач. Я часто об этом говорил, но пока ничего не изменилось. Проблема российского кино в том, что оно ушло от советской модели кинопроизводства, но так и не пришло к рыночной, оказавшись где-то посередине – а это самое неудобное положение.

Кстати, немногие знают, что на производство своих картин в советское время «Мосфильм» брал кредит в банке, а Госкино возвращало студии деньги, если принимало картину. В то время главным продюсером было государство. А режиссеры иногда оказывались «безработными», они фактически были в штате студии, но если не имели в работе проектов то зарплату не получали. Как известно, Тарковский иногда годами сидел без зарплаты. У советской системы, конечно, имелись проблемы, она была экономически жесткой, но очень эффективной.

На сегодня выход у российского кино один – либо стремиться к рыночной системе производства, либо возвращаться к советской. Первый вариант – наиболее реален. Не стоит бояться рынка, нужно усиленно работать!

Подготовила Елена Булова.

P. S. Редакция «МП» благодарит официального пресс-агента  картины «ПрофиСинема» за предоставленные материалы.