Фестиваль русских театров зарубежья «Встречи в России» порадовал новыми постановками

Завершился XXIV Международный театральный фестиваль стран СНГ «Встречи в России», который проходил с 4 по 10 апреля — петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» традиционно принимал творческие коллективы русских театров зарубежья.

В культурном форуме, который в этом году был посвящен 30-летию основания СНГ, принимали участие театральные коллективы из Армении, Казахстана, Кыргызстана, Южной Осетии, Беларуси и, конечно, России. Фестиваль в «Балтийском доме» — это всегда яркое, уникальное событие, которого с особым нетерпением ждут как те, кто приезжает, чтобы представить свое, современное видение искусства, увидеться со старыми друзьями и обрести новых, так и те, кто приходит на это посмотреть!

В дни фестиваля также проходила III Международная конференция «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», в которой приняли участие Михаил  Швыдкой, Борис Пиотровский и Елена Драпеко.

«Как сказала великий театральный критик Инна Натановна Соловьёва, «театр не должен отражать жизнь, он должен давать жизни те витамины, которых ей не хватает». Я думаю, что сегодня миссия театра – давать жизни и всем нам витамины добра, справедливости, любви, надежды, прощения и веры!»— с такими словами обратился ко всем театралам накануне фестиваля «Встречи в России» директор «Балтийского дома» Сергей Григорьевич Шуб.

За семь дней фестиваля на большой и малой сценах «Балтийского дома» было показано 10 спектаклей. На некоторых из них мы остановимся подробнее. Итак…

«Ревизор»

Фестиваль открылся спектаклем «Ревизор» Государственного национального театра русской драмы им. Ч. Айтматова из Бишкека (Республика Кыргызстан). Театр в 2020 году отметил свое 85-летие – он был создан постановлением правительства Киргизской ССР в 1935 году, основу труппы составляли выпускники ГИТИСа, а самой первой постановкой на его сцене стала «Столица» по пьесе Е. Янковского о строителях московского метрополитена!

Примечательно и то, что в период с 1984 по 1992 год худруком и директором этого театра был ученик Товстоногова, знаменитый петербургский режиссёр Владислав Пази, удостоенный в 1992 году звания Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики.

Постановка молодого режиссера Константина Тришина (Москва) по бессмертной пьесе Гоголя «Ревизор» создана при поддержке Министерства культуры РФ, Российского института театрального искусства (ГИТИС) и Росконцерта в рамках программы «Постановки студентов ГИТИСа в русских театрах за рубежом». Премьера состоялась в Бишкеке 20 ноября 2021 года.

«Все события вымышлены, любые совпадения случайны» — предупреждают нас создатели спектакля. «Само собой, это же Гоголь!» — бодро и чуточку снисходительно реагируем мы про себя, готовясь внимать.  И вот перед нами дощатый, вкривь-вкось залатанный забор, за которым скрыт уездный город. О том, что по ту сторону забора существует жизнь и в ней не всё гладко, робко свидетельствуют несколько поднятых над забором написанных от руки транспарантов — долго, впрочем, не продержавшихся… По центру расположен оставшийся от каких-то лихих годов предвыборный плакат, с которого улыбается еще моложавый кандидат на выборную должность А. А. Сквозник-Дмухановский в кожанке, весьма недвусмысленно намекающей на его прошлое, со слоганом «Город – в надежные руки!»

Поначалу может показаться, будто режиссер решил максимально упростить зрителю задачу: вместо того, чтобы самостоятельно проводить параллели и строить проекции из гоголевского далека на современную действительность, зритель получает уже готовый продукт, готовую проекцию, лишаясь важной части своей зрительской работы – но это только поначалу…

В роли Городничего очень убедителен народный артист Кыргызской Республики Анатолий Адали; запоминается и почтмейстер Шпекин (Д. Балбекин), и колоритный тандем Бобчинского (Е. Романов) и Добчинского (В. Кисляк) в образах «братков», и другие. И по-настоящему хорош М. Калюжный в современной трактовке образа Хлестакова, сумевший так органично прожить на сцене происходящую с его героем невероятную метаморфозу! И всё это время мы следуем за путеводной нитью бессмертного гоголевского текста, практически не ощущая диссонанса. Само собой – это же Гоголь!

«Княжна Мэри»

Театральный проект «ТриТформаТ» (Минск, Республика Беларусь) привез на фестиваль «Встречи в России» спектакль «Княжна Мэри» по одноимённой части романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Режиссер постановки – Татьяна Самбук.

Театральный проект «ТриТформаТ», созданный в 2012 году, сотрудничает с самыми известными в Беларуси актерами, режиссерами, хореографами и художниками. Продюсер и вдохновитель этого проекта – известная белорусская актриса театра и кино, телеведущая и супруга министра иностранных дел Беларуси В. Макея Вера Полякова. Спектакль «Княжна Мэри» был показан весной 2021 в Деловом и культурном центре посольства Беларуси в Москве.

Татьяна Самбук подошла к делу новаторски: минималистичные декорации, монохромная гамма, одетые в стиле гранж герои и героини, безмолвная фигура оператора, бродящего посреди действа и выводящего на полотно экрана над сценой то, что не должно ускользнуть от зрителя – включая крупные планы актёров, стоящих к залу спиной.

Хочется отметить музыкальное сопровождение спектакля: в нужное время и в нужном месте в живом исполнении ансамбля Президентского оркестра Республики Беларусь под руководством В. Кульбакова со сцены звучали The Hatters, Dalida, Serge Gainsbourg, Sonny Bono. И в придачу к этому — хороший актерский вокал. Ну, а «Вечная, призрачная, встречная…» от Би2 вновь пробрала до мурашек, оказавшись настолько созвучной духу и букве «Героя нашего времени», словно это манифест самого Печорина:

«Я сделал всё — и всё оставил,

В моей игре почти нет правил

И мой герой не держит строй и лезет на рожон…»

И вся эта смесь фарса и трагедии пронизана вечной темой любви — такой многоликой и такой многогранной… Очень неожиданное и красивое решение было найдено для сцены страстного дуэта – или дуэли? – Печорина (Д. Егоров) и Веры (Я. Ходанович-Лапаницына). А сколько обоюдной заботы и грустной нежности мы вдруг увидели в союзе Веры и ее мужа (В. Рыбчинский)… Словом, спектакль прошёл при полном аншлаге, не оставив равнодушными ни молодых зрителей, ни публику более старшего возраста.

«Люди. Звери. Обстоятельства»

Ереванский Государственный Русский драматический театр им. К. С. Станиславского (Республика Армения) привез на фестиваль два спектакля: «Люди. Звери. Обстоятельства» (реж. Карен Нерсисян) и «КонтрАкт» (реж. Нора Григорян).

Театр в этом году отмечает свое 85-летие, с чем мы его от души поздравляем! Ну, а восходит его история, пожалуй, к 1827 году – когда, после освобождения Эривани русскими войсками от персидского владычества, несколько русских офицеров осуществили в Сардарском дворце постановку отдельных отрывков из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», да ещё и в присутствии самого Грибоедова!

Сцена Ереванского Русского драматического театра помнит гастрольные выступления народных артистов СССР И. Ильинского, А. Грибова, а также Ю. Борисова, В. Самойлова, С. Немоляевой и многих других всенародно любимых актеров. На эту сцену в 1955 году впервые вышел Армен Джигарханян, еще будучи второкурсником Ереванского художественно-театрального института – и проработал в труппе театра 10 лет.

Нынешний художественный руководитель театра Карен Нерсисян хорошо известен и московской театральной публике. В 1993 году он был режиссером в театре «У Никитских ворот», а в период c 1999 по 2008 год — художественным руководителем московского театра «Буфф», в 2002 году создал в Москве независимое театральное общество «Старый театр» и стал его худруком, а в 2014 — 2015 г был главным режиссером Московского драматического театра на Перовской.

Спектакль «Люди. Звери. Обстоятельства» поставлен по пьесе «Звериные истории» американского драматурга Дона Нигро. Эта необычайно популярная пьеса имеет огромное количество постановок, и по мнению самого драматурга, подразумевает свободную режиссерскую трактовку: она не обязывает ставить все 11 ее частей или соблюдать их порядок.

Но зрителям посчастливилось стать свидетелями всех одиннадцати коротких, не связанных между собой и таких проникновенных историй «из жизни» диких индюшек, леммингов, мыши, сурка, кошек, попугаев, коров и следить за яркой и щедрой актёрской игрой, изумляясь тому, как много размышлений, ассоциаций и эмоций может вместить столь короткий промежуток времени, который занимает одна история. Нам посчастливилось замирать, сопереживая героям. И надеяться, даже когда надежды нет. И понимать, что все эти звериные истории на самом деле, конечно же, про людей… Браво всем и каждому из создателей постановки и — спасибо, Ереван!

«Мой папа – Питер Пэн»

И еще один спектакль, который невозможно не отметить особо – «Мой папа — Питер Пэн» по одноименной пьесе драматурга Керен Климовски, с которым приехал на фестиваль Национальный академический Русский театр драмы им. М. Лермонтова из Алматы (Республика Казахстан). Этот «спектакль для взрослых детей» вообще ставят достаточно активно на разных сценах. И судя по многочисленным зрительским откликам, он всегда будоражит, зачастую поднимая из глубин души какие-то свои — детские и не очень — воспоминания, переживания, страхи… История не очень-то легкая, а в финале и вовсе трагическая. История, в которой есть папа мальчика, человек-праздник, не умеющий и не желающий взрослеть (В. Букаткин), есть усталая мама мальчика, которая была некогда и легкой и красивой, а потом стала «серой, как будни» (В. Павленко), школьная учительница (А. Сметанина) и рассказчик всей этой истории –  сам мальчик Даня, только уже ставший взрослым (И. Бобков).

И, наконец, есть Даня в детстве, которого играет не взрослый актер и не актриса-травести, как в других театрах, а самый настоящий маленький мальчик – Ян Быков. И вот это, пожалуй, самое невероятное и потрясающее во всем спектакле – как абсолютно на равных со взрослыми и ни разу не сбившись, с чувством, с полной самоотдачей, на протяжении почти двух часов безраздельно владеет вниманием зрителей этот удивительный юный актер!

Хочется от души поблагодарить этого настоящего маленького героя за все те эмоции, что он нам подарил, пожелать ему доброго и безмятежного детства и надеяться, что театр для него — это увлекательная игра, от которой он и сам по-настоящему получает удовольствие!

Что ж, Фестиваль окончен – да здравствует Фестиваль! Приезжайте в следующем году в Петербург на юбилейные XXV «Встречи в России»!

Ольга КУРСАКОВА.

Санкт-Петербург – Москва

Фото автора