29 апреля на сцене Театра на Покровке пройдет 600-й спектакль легендарной «Женитьбы», поставленной 26 лет назад народным артистом России Сергеем Арцибашевым. Мировая премьера арцибашевской «Женитьбы» состоялась 14 февраля 1996 во французском Марселе, столичная прошла два месяца спустя, в апреле.
Пресса того времени писала о постановке, как о «совершенно невероятном событии», вторя Гоголю, назвавшего свое произведение «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях».
Постановка эта – эксцентричная, гомерически смешная, элегантная и лиричная – поистине ошеломляла. Весть о спектакле очень быстро облетела театральную Москву. Какое впечатление произвел он на видавшую виды театральную столицу лучше любых слов иллюстрируют отклики, которые оставили в книге отзывов люди, творчество которых определяло российскую культуру второй половины двадцатого века.
«Земной поклон Покровско-Арцибашевскому прекрасному театру!», – написал после премьеры блистательный режиссер Марк Захаров.
«Ай, да Арцибашев! Ай да сукин сын!» – восхищалась Лидия Федосеева-Шукшина.
«Замечательный спектакль! Очень смешной и очень грустный», – оценил постановку скупой на комплименты кинорежиссер Марлен Хуциев.
Или вот еще.
«Я по образованию тоже актер и физиологически счастлив, что попал на 42-ой спектакль, а не на премьеру! Какой воздух, пиршество органики и шикарное владением рисунком. Встал в первые ряды ярых почитателей! Ура! Ваш Александр Ширвиндт».
«Это – новый неожиданный театр пусть грустного, но – Праздника! Спасибо! Спасибо! Спасибо! Александр Володин».
«Дорогие коллеги! Спасибо Вам! Старый Кочкарев. Михаил Казаков».
«Горд за Вас! Спасибо! Вы великолепны, вы Живые, вы Мастера! Поздравляю с замечательным спектаклем от присутствующих МХАТовцев! Все под впечатлением, всем подняли настроение, вдохновили, вновь обнадежили – жить стоит! Спасибо Вам!» – восхищался спектаклем народный артист России Олег Ефремов.
«Сергей Арцибашев вообще очень тонкий режиссер, а здесь он, на мой взгляд, превзошел самого себя – ему удалось найти новый, современный театральный язык, спектакль производит очень сильное впечатление. Счастлив, что увидел и, наконец, понял и ощутил всю глубину пьесы Н.В.Гоголя «Женитьба», – высказался народный артист России Михаил Глузский.
«Потрясен блистательным спектаклем, огромное спасибо. Геннадий Рождественский».
«Это фантастика! Потрясающее умение общаться с классикой. Один из лучших спектаклей, которые я когда- либо видел. Огромное спасибо!» – оставил свой комментарий народный артист России Даниил Крамер.
«Дай, Бог, чтобы и завтра, и послезавтра и третьего дни мы всегда испытывали чувства, которые мы пережили сегодня на «Женитьбе» – аплодировал постановке театральный критик Борис Поюровский, которого вообще трудно было чем-либо удивить.
История незадачливого жениха Подколёсина, поддавшегося уговорам приятеля и посватавшегося к купеческой дочери, а в последний момент сбежавшего из-под венца, в постановке Сергея Арцибашева в итоге получила Государственную премию.
Театр выдвинул на нее артистов, но тогдашний член экспертной комиссии Олег Павлович Табаков справедливо настоял, чтобы в список лауреатов был включен и сам режиссер. Так Сергей Арцибашев стал лауреатом Государственной Премии во второй раз (первая ему была присвоена за четыре года до того за спектакли по произведениям русской классики: «Три сестры» по пьесе А. П. Чехова, «Месяц в деревне» по пьесе И. С. Тургенева, «Ревизор» по пьесе Н. В. Гоголя и «Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского)
Государственные премии за «Женитьбу» вместе с ним получили Елена Стародуб, Инна Ульянова, Валерий Ненашев, Геннадий Чулков, Михаил Филиппов, Рамзес Джабраилов, Игорь Костолевский…
Сценографию и костюмы, кстати, делал лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Олег Шейнцис. Имя Олега Ароновича Шейнциса к тому времени было хорошо известно в театральной Москве: он являлся сценографом легендарной «Юноны» и «Авось» и других знаменитых ленкомовских спектаклей. Олег Аронович соорудил на сцене настоящий живой зимний сад. Растения были экзотическими, что вносило в зрительское восприятие дополнительное ощущение подлинности от всего происходящего на сцене.
Комедийная постановка эта за минувшие четверть века стала хорошей школой для молодых артистов. Сегодня на сцену Театра на Покровке в спектакле «Женитьба» выходит третье поколение актеров, принятых в труппу уже после ухода из жизни Сергея Арцибашева. Так, например, Агафью Тихоновну в разные годы играли Елена Стародуб, Наталья Гребенкина, а сейчас – Софья Игрушкина. Кочкарева играл Михаил Филиппов, его сменил Валерий Ненашев, а потом и Евгений Булдаков. Образ Дуняшки создавали Валентина Светлова, потом Наталья Иванова-Фенкина, а сейчас эту же роль исполняет Арина Селезнева.
Спектакль «Театра на Покровке» и сегодня ошеломляет невероятным сочетанием вкусного гоголевского текста, необычной музыкальностью, и ироничностью постановочных ходов, ловко подчеркивающих то самое главное, что и сейчас объединяет нас с гоголевскими персонажами. Не случайно за эти два с половиной десятилетия артистам Театра на Покровке аплодировали зрители Франции, Чехии, Японии, Польши, Молдавии, Эстонии, Латвии, Украины: в каждой стране зрители с удивлением продолжают узнавать в гоголевских героях самих себя. Так ловко поставлено!
Елена Булова.