«Гусарская баллада» — в кадре и за кадром

60 лет назад Эльдар Рязанов снял свою знаменитую комедию «Гусарская баллада». Картину посмотрели в СССР 48 640 000 человек – недостижимый по нынешнем временам успех. Особенно если учесть то, что фильм этот зрители с удовольствием пересматривают снова и снова.

На момент, когда Эльдар Александрович приступил к работе над «Гусарской балладой», за плечами у него уже были съемки «Карнавальной ночи», за билетом на которую стояли очереди. Поэтому поначалу режиссер был уверен, что стилистика обоих комедий будет сходной. Но подойдя вплотную к материалу, он вдруг осознал огромную разницу между двумя произведениями. Осмыслить идею «Гусарской баллады» и способы ее экранного выражения оказалось не так уж и легко. Подводные камни, наличие которых изначально даже не приходят в голову, возникли уже по ходу написания режиссерского сценария. Героическая комедия «Давным-давно» Александра Гладкова, которая легла в основу сценария, была легкой стихотворной пьесой и достаточно вольно описывала исторические события. По всем исходным данным она ближе всего была к водевилю. Ну, действительно: девица переодевается в мужской наряд, возникает путаница, смешные ситуации, все считают героиню мужчиной, наличествует любовная интрига, которая сопровождается обычно в театре большим количеством песенок. Но одновременно автор пьесы Гладков всю эту веселую водевильную атрибутику погрузил в военный быт – действие ведь разворачивается в период наполеоновского наступления на Россию. И это меняет всю картину: поступки героев начинают носить иной мотив – не житейский, не любовный, а патриотический. То есть пьеса из наивного легковесного пустячка становится героической комедией, при этом неся в себе всю непринужденность и веселый оттенок водевиля. Гладков лихо доказал, что о самых трагических моментах истории страны можно рассказать с улыбкой и без излишнего пафоса.

Эльдар Рязанов первый раз в жизни столкнулся с экранизацией пьесы, сценарий фильма ему пришлось писать самому: Гладков оказался чрезвычайно востребованным и занятым автором.

Стихотворную пьесу, которая до того с огромным успехом шла в Театре Советской Армии и длилась несколько часов, режиссеру предстояло упаковать в полтора часа экранного времени. Предстояла нелегкая задача длинные диалоги перевести в язык действия. И тут Рязанову помог его прежний опыт: в юности он, как и многие, пописывал стишки «под Пушкина», «под Есенина» и прочих великих русских поэтов. Поэтому Эльдару Александровичу не составило большого труда создать восемь новых стихотворных эпизодов «под Гладкова». Кстати, сам Гладков уже позже, прочитав сценарий, очень высоко его оценил.

Очень тревожил режиссера вопрос того, что персонажи «Давным-давно» говорили исключительно стихами, чего в жизни не бывает. А еще время от времени начинали петь. Всё это противоречило замыслу снять динамичное зрелище, где сюжет разворачивается стремительно, где есть батальные сцены и красивые натурные пейзажи. Но отказаться от песен Тихона Хренникова, звучащих в спектакле, было чистым безумием. Народ эти песни любил и распевал. Как совместить несовместимое? Ведь съемки на натуре беспощадно разоблачают любую фальшь. Не даром большие режиссеры предпочитали первый съемочный день проводить именно на натуре: живая природа способна задать фильму правильную интонацию.

В итоге рифмы текста Рязанов насытил всевозможными жаргонными словечками, надеясь, что такой ход снимет стихотворный пафос, и зритель быстро привыкнет к языку и перестанет его замечать.

К выбору натуры группа подошла очень тщательно, облазив в поисках подходящих локаций всё Подмосковье. В результате Рязанов и оператор Крайненков нашли красивые холмистые пейзажи с перелесками, с открывающимися далями.

Гусарская баллада

Не менее сложным было найти и хорошо сохранившуюся усадьбу небогатого помещика. Дворцов аристократов и князей, отданных под музеи, в стране было вдоволь, а вот небольших поместий, как оказалось, с днем с огнем было не сыскать.

Наконец, была найдена подходящая роща с полуразвалившейся церквушкой, которую решили перестроить под усадьбу. Было решено также очистить прилегающий к ней пруд, разбить клумбы и установить статуи – вот так и возникло поместье Азаровых, которое мы видим на экране.

На роль поручика Ржевского пробовались Александр Лазарев, Вячеслав Тихонов, Сергей Юрский. Причем сам Рязанов настаивал именно на кандидатуре Юрского, но директор «Мосфильма» Владимир Сурин, как и Иван Пырьев, посчитали его недостаточно красивым. И утвердили темпераментного высокого красавца Юрия Яковлева.

А вот на роль Шурочки Азаровой пробовались очень многие молодые актрисы. Рязанову нужна была артистка, формы которой не выдавали бы в ней девицу. Замечательная Алиса Фрейндлих не подошла потому, что в ее фигуре было что-то предательски женственное. Из-за своей женственности не подошла и Светлана Немоляева. Кандидатура Людмилы Гурченко, в которой природное женское кокетство изливалось через край независимо от ее желания, тоже была отклонена. Идеальным вариантом стала Лариса Голубкина.

В итоге в картине «Гусарская баллада» парочка главных персонажей выглядит на экране веселой, беззаботной и отважной.

Рязанов был очень доволен и стремился сделать картину «на одном дыхании». Но кино – есть кино. В студиях бытует поговорка, что «в кино опоздать невозможно»: на сколько бы артист не опоздал на площадку, он все равно придет часа за три до того, как прозвучит команда «мотор, начали».

Вот и в этом случае съемки зимних сцен начались только весной. Группа торопилась и нервничала: если не успеют снять зимнюю натуру, то картину отложат на год. Нервничали не только люди, но и лошади: они были цирковыми, привыкли скакать по манежу под аплодисменты, а тут – снега по колено, да еще и над ухом всё время кто-то стреляет и размахивает саблями. И хотя снег постоянно чистили, лошади спотыкались, кареты без конца ломались, ружья и пистолеты давали осечки, портя кадры. А ведь в то время кино снималось на весьма дорогую пленку, запас которой был строго лимитирован. Батальные тяжелые сцены из-за этих технических неувязок снимались множеством дублей.

Но группой, тем не менее, двигали здоровый авантюризм, русская удаль, и актерский азарт.

«Гусарская баллада»

Как ни торопились, но весна стремительно взяла свои права. В итоге сцену ночной драки в усадьбе Азаровых снимали уже в самом конце апреля. Снег во дворе, который видит на экране зритель – сплошь опилки и мел. Крыша усадьбы перекрашена в белый цвет, на перилах лежит вата. Спасло положение и то, что сцена – ночная. Оператор Крайненков сумел-таки в этих потемках обмануть зрителя.

«Гусарская баллада» вышла к юбилею победы России над Наполеоном. Получилось в итоге изысканно, элегантно, весело — в чисто русской национальной манере. За что мы этот фильм и любим.

Елена Булова.

На фото – кадры из фильма «Гусарская баллада»

 

Читайте также

Интересные факты о фильме «Старый Новый год»

«Гусарская баллада»
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x