29 июля Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана представил столичному зрителю постановку «Роден, ее вечный идол». Показ состоялся на Новой сцене Большого театра в рамках XXII Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
«Гениальная постановка хореографа Бориса Эйфмана, который довольно неожиданно начинает с конца любовной истории скульптора и его музы. Балет питерского театра Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.
Суперсолисты и супертанцоры всю эту любовно-творческо-трагичную историю не танцуют под музыку, а разговаривают на языке танца. Красота человеческого тела просто захватывает дух. Утонченная чувственность, эротичность и «изваяние» из мрамора человека – это красота в чистом виде, красота танца, балета и хореографа. Апофеоз постановки – сцена сумасшествия Камиллы: огромная волна из черного шелка, которая ее накрывает – это за гранью понимания. Исполнительница роли Камиллы Любовь Андреева невероятно женственна, пластична и до умопомрачения талантлива.
Роден, высекающий свой очередной шедевр, в исполнении Олега Габышева – так заканчивается балет, который хочется смотреть еще и еще, и так – много раз», – довольно эмоционально, но конструктивно прокомментировала премьеру моя коллега, влюбленная в театр Бориса Эйфмана.
История страсти героев постановки трагична: пятнадцать лет Роден и Клодель составляли единое целое, как в творчестве, так и в любви. Несогласованность, приведшая к разрыву между художниками, заканчивается трагически: полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. Заговор, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, приводит ее к тридцатилетнему затворничеству в клинике для умалишенных.
«Эта героиня жила искусством, она отдала все ради этого искусства, ради любви с Роденом. Эмоциональность, весь спектакль как на надрыве, как натянутая струна. И в конце спектакля это взрыв эмоций показан», – рассказала журналистам исполнительница роли Камиллы Клодель Любовь Андреева.
«Роден, ее вечный идол» в постановке Эйфмана – это творческое высказывание Мастера на тему трагичности жизненного пути гениев. Свойственный только эйфмановским балетам уникальный пластический язык, блистательно отточенный хореографом в его предыдущих спектаклях, таких как «Евгений Онегин», «Чайка», «Анна Каренина», «Русский Гамлет», превозносит новое осмысление мира человеческих страстей до космических масштабов.
«Мне кажется, я стал как-то более задумчив в плане своей профессии, когда читал биографию, я понимал, насколько он был фанатом, насколько он любил свою профессию. И мне кажется, так и надо, полностью посвящать себя любимому делу, поэтому он и добился таких вершин», – поделился своими мыслями о герое с представителями СМИ исполнитель роли Огюста Родена Олег Габышев.
Танцующие изваяния, безумие любви, одержимость искусством и гениальные соло, дуэты и трио от артистов Эйфмана – это и есть «Роден, ее вечный идол» на Новой сцене Большого театра. Москвичи, заполнившие зал под завязку, несмотря на неимоверную дороговизну билетов, аплодисментами, стоя, больше десяти минут благодарили за потрясающий талант артистов и невероятную постановку хореографа.
«Для меня всегда интересен путь художника к созданию шедевра. Какой ценой достигается эта высота искусства…», – рассказал Народный артист России Борис Эйфман.
Три дня премьер, две поставки и заполненные залы с нескончаемыми овациями – вот что такое приезд в столицу Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана.
Владимир Сабадаш.
Фото Светланы Юрьевой
Читайте также