В России с начала сентября окончательно вступил в силу федеральный закон об учете и маркировке рекламы в интернете.
Согласно закону, отчитываться о размещении и публикации в интернете любой рекламы, кроме социальной, должны все – и организации, и частные лица. Так, если вы ведете личный блог, создали свой сайт или телеграм-канал и размещаете там рекламу или пишете статьи рекламного характера и получаете за это деньги, теперь необходимо отчитываться об этом перед контролирующими органами. А саму рекламу соответствующим образом маркировать.
Как будет работать система, рассказали на сайте Объясняем.рф. Процедура, надо сказать, не простая. До того, как реклама будет опубликована, и заказчик, и распространитель рекламы должны передать необходимые данные о ней в Единый реестр интернет-рекламы Роскомнадзора (РКН). Данные включают: саму рекламу (изображение, видео, текст и тп.) и информацию о договорах между заказчиком и всеми исполнителями, а также об интернет-ресурсах, на которых эта реклама будет опубликована.
Сведения можно предоставлять в Роскомнадзор напрямую или через специально созданные структуры под названием «оператор рекламных данных» (ОРД). Второй способ немного проще, поскольку отправив информацию в ОРД, вы можете считать свою миссию выполненной, а ответственность за поступление информации в РКН уже несет сам оператор.
Сейчас в качестве операторов рекламных данных рассматриваются компании «Яндекс», ВК, «Медиаскаут» МТС, «Первый ОРД» «ВымпелКома», «Озон ОРД», «ОРД-А», компании AmberData и «ОРД-Лаборатория разработки» «Сбербанка». Со временем операторов может стать больше.
Для взаимодействия с ОРД нужно выбрать оператора, заключить с ним договор и создать на соответствующей площадке личный кабинет. Затем отслеживать информацию о своей рекламе можно в Едином реестре интернет-рекламы РКН, где тоже нужно будет зарегистрироваться.
После регистрации рекламы в реестре можно размещать ее на своих площадках. Только следует помнить, что теперь все платные публикации должны маркироваться словом «реклама» и содержать уникальный номер – токен, присвоенный им в реестре.
«Закон касается и платных постов, размещенных блогерами. Это — один из самых завуалированных видов интернет-рекламы, которую не каждый сумеет опознать», – уточняется в сообщении на сайте Объясняем.РФ.
Через 20 дней после размещения рекламы нужно снова передавать информацию в реестр. Теперь вы должны указать сколько раз показали рекламу, по каким каналам распространяли и на каких площадках.
В общем, и с одной-то рекламной публикацией возни теперь будет много, а если их много – хоть отдельного человека нанимай, чтобы следил за своевременной подачей сведений. А следить придется – тем, кто будет уклоняться от передачи данных в РКН грозят крупные штрафы, исчисляемые сотнями тысяч рублей.
Предполагается, что таким образом рынок интернет-рекламы выйдет из «серой» зоны в «белую». И наверняка в подавляющем большинстве случаев это будет так.
Однако, как отмечают эксперты, процесс изготовления и размещения рекламы теперь станет более длительным и трудоемким, что отразится на стоимости как самой рекламы, так и рекламируемого продукта.
Как бы там ни было, закон уже начал действовать. Правда, пока рекламу учитывают и маркируют в тестовом режиме. Переходный период, по данным Объясняем.РФ, продлится до 31 октября. А с начала ноября система должна начать действовать в полную силу.
Алёна Бодриенко.
Фото Ю. Иванко / Mos.ru
Хотелось бы уже видеть закон по поводу кликбейтов в рекламе. Ато вводят в заблуждение всех в интернете.
В принципе может и правильный закон но чиновничьих перегибов и тягомотины станет в разы больше! Может стоит какую то упрощенку пока запустить?