С 5 августа финансовые организации обязаны записывать на аудио все разговоры с должниками и уведомлять судебных приставов о наличии необходимого для этого оборудования. Основатель сервиса «КРЕДЧЕК» Эльман Мехтиев рассказал «Московской правде», чем полезно это нововведение.
Организации, которые занимаются возвратом просроченных кредитов, не только должны вести запись своих переговоров по поводу погашения просроченных платежей и процентов по кредитам и займам, но и обязаны в течение трех лет хранить эти записи, как и документы о должниках.
– Может, для банков это и новшество, но уже много лет все коллекторские и микрофинансовые организации обязаны хранить записи всех коммуникаций по каналам телефонной связи, инициированные ими в целях взыскания, – рассказал Эльман Мехтиев. – Однако раньше коллекторы должны были хранить эти записи три года, микрофинансовые организации – полгода, а банки не обязаны были этого делать вообще. Так что изменения всего лишь приводят всех к общему знаменателю: если занимаешься взысканием по телефону – будь добр хранить записи, чтобы можно было проверить, что и как произносилось в ходе беседы.
Правда, как объяснил эксперт, банки и раньше записывали разговоры «в целях контроля качества», но, когда к ним по обращениям недовольных клиентов приходил надзор, многие ссылались на то, что записи ведут, но – «какая незадача» – не хранят.
А ведь заемщику все равно, кто является взыскателем «на том конце провода». Ему важно соблюдение его прав, и вряд ли он помнит, сколько кто чего должен хранить. Так что изменения помогут и заемщикам, и надзору, и даже самим взыскателям-кредиторам.
– Первые получат больше защиты. Вторые – больше возможностей. А третьи – устранение недобросовестных конкурентов руками государства, – объясняет Эльман Мехтиев.
Есть опасение, что нововведение может привести к очередному росту процентных ставок по кредитам. Хотя скорее всего этого не произойдет.
– Как и продавцы, которые всегда заинтересованы найти повод для повышения цен, так и финансисты каждый раз при ужесточении требований к их деятельности говорят про удорожание себестоимости предоставляемых услуг, – отмечает эксперт. – Но сами кредиты «растут в цене» быстрее из-за стоимости фондирования, чем из-за стоимости взыскания. Да и конкуренция не даст лишний раз повысить ставку на сотые и даже десятые доли процента.
Вопрос только в том, есть ли эта самая конкуренция…
Фото «Московской правды»