Крысы и призраки? Нет, в метро можно встретить настоящих наутилусов, брахиопод, прямораковинных наутилоидей, камнеточцев и прочих жителей доисторического времени! Не верите?
Миллионы людей каждый день ходят по станциям метро, спешат, вглядываться в узоры на колоннах нет времени. Но присмотритесь к мраморной облицовке стен : узоры на камне не всегда дело рук человеческих, а окаменевшие отпечатки живых существ, обитавших на Земле во времена динозавров, задолго до появления людей. Возраст ископаемых весьма солидный – сотни миллионов лет, в основном это юрский период мезозоя, каменноугольный и кембрийский периоды палеозоя.
В Московском метрополитене более 50 станций, где можно увидеть окаменелости аммонитов, кораллов, наутилусов, белемнитов и других древних животных. Диаметр раковин моллюсков от 1 до 70 сантиметров, некоторые из них практически идеальной формы. Материалы, в которых содержатся остатки ископаемых организмов, при строительстве привозили с месторождений Армении, Грузии, Урала, Крыма, Италии и Подмосковья. К сожалению, распиленных ровно пополам раковин мало, большая часть аммонитов и наутилусов расположена в глубине камня и немного видна на срезе. Иногда попадаются великолепные целые экземпляры, поражающие изяществом и красотой.
Самый популярный моллюск возрастом в 145–200 миллионов лет «живет» на станции «Добрынинская» (кольцевая), здесь в красном мраморе можно увидеть большой великолепный наутилус. Раковина распилена очень удачно, видны все внутренние перегородки. Наутилусы — красивейшие головоногие моллюски, дальние родственники осьминогов, кальмаров и каракатиц. Группе наутилоидей, к которой относится их род, около 500 миллионов лет. Через два метра от начала перехода с «Комсомольской» (кольцевой), ведущего к Ярославскому вокзалу, справа, на высоте примерно метра от пола, в стене очень четкий наутилус, еще один через три метра. Крупные и красивые наутилусы есть также на станциях «Электрозаводская» и «Площадь Ильича». На «Таганской» наутилус расположился прямо на полу, у третьей колонны около перехода. Кстати, наутилусы дожили до наших дней, и обитают в Тихом и Индийском океанах.
На «Таганской» (кольцевой) помимо наутилусов, легко увидеть довольно крупные раковины брюхоногих моллюсков и брахиопод. Возраст раковин – около 300 миллионов лет, это каменноугольный период. Гастроподы (брюхоногие моллюски) — это огромный класс, к которому относятся как вымершие виды, так и современные. У этих моллюсков тело делится на туловище, голову и ногу. Часто гастропод называют улитками; это единственный вид, который можно встретить на суше. Брюхоногие моллюски появились еще в палеозойской эре, но благополучно живут до сих пор: например, те улитки, что можно встретить на огороде или в лесу, – тоже брюхоногие моллюски! Самая крупная закрученная раковина находится на «Площади Ильича». «Ленинские» моллюски относятся к юрскому периоду, видимо, камень брали из того же месторождения, что и для «Добрынинской». На «Площади Ильича» также можно увидеть удачное сечение раковины двустворчатого моллюска. Эти животные вели малоподвижный образ жизни, из-за чего полностью утратили голову ( задумайтесь, лодыри). Самые древние двустворчатые были обнаружены в залежах раннего кембрия — около 540 миллионов лет назад.
Самые красивые раковины моллюсков — в желто-бежевом крымском известняке на станции «Библиотека имени Ленина». Больше всего гастропод в стенах перехода между «Цветным бульваром» и «Трубной». В самом начале лестницы, ведущей на «Боровицкую», справа, на высоте примерно полметра от пола, в желтом мраморе – двустворка-рудиста, а в конце лестницы, слева, очень четкий отпечаток брюхоногого моллюска палеозойской эры. Рядом видны россыпи морских лилий – иглокожих, родственных морским ежам и звездам, и стебельки криноидей. Возраст фауны – около 180 миллионов лет, это юрский период мезозойской эры.
Станция «Электрозаводская» – настоящий коралловый риф в центре Москвы. На желтовато-белом мраморе палеозойской эры можно увидеть отпечатки кораллов пяти видов. Граненые колонны станции облицованы крымским мраморизованным известняком «биюк-янкой». Основной тип находящихся в нем окаменелостей — одиночные и колониальные кораллы. Шестилучевые кораллы встречаются в разных разрезах, так что их можно изучить со всех сторон, а на одной из колонн находится целый риф, который из-за своих размеров даже не поместился на грань. Шестилучевые кораллы существуют до сих пор, а вот четырехлучевые вымерли около 250 миллионов лет назад, в конце палеозойской эры. Если приехать из центра в последнем вагоне, то на стене видны иглы морского ежа, а у последнего вагона в центр – наутилус, брахиоподы и губки мезозойской эры. Подобные ископаемые также есть на станциях «Арбатская» и «Аэропорт».
На станции «Парк Победы» встречаются целые захоронения моллюсков, множество аммонитов и белемнитов, причем внутри больших раковин видны маленькие аммониты. Если встанете у последнего вагона поезда, идущего в центр, то на колонне увидите самого большого в метрополитене аммонита – диаметр раковины около 70 см., этому «зверю» 145–200 миллионов лет. На станции встречаются белемниты — головоногие моллюски, которых часто называют «громовыми стрелами». Их возраст — около 145 миллионов лет, а размер — 10–12 сантиметров. Внешне они напоминали кальмаров и, вероятно, быстро плавали.
На «Краснопресненской» можно увидеть редчайшего «обитателя» метрополитена — прямораковинного наутилоидея, его возраст 145–200 миллионов лет. У этого моллюска не спиральная, а прямая раковина. Такая особенность не позволяла животным быстро перемещаться в воде, поэтому они вели придонный образ жизни. Подобные окаменелости не так часто встречаются в метро, самая крупная раковина — более десяти сантиметров в длину.
Наш метрополитен считается одним из самых красивых в мире, о нем часто говорят, как о музее архитектуры и живописи, но московское метро – это еще и уникальный палеонтологический музей.
Михаил Ковалёв.
Фото автора