Что делают отвергнутые женами мужчины? А женщины? Мы знаем, что вы подумали, только ответ неправильный.
Произошла инверсия половых ролей. Соответственно мужчины как вымирающий вид едят, а женщины в роли символа светлого будущего балуются винцом.
Жили-были две сестрички, Оля и Ира. Они часто ссорились. И даже папа-генерал не мог их помирить. Зато он на всю жизнь запомнил их мечты. Одна любила змей и мечтала принести змею домой, они теплые и хорошие. Другая обожала песню «Крошка моя, я по тебе скучаю, я от тебя письма не получаю» Ромы Жукова. Она ее слушала постоянно и мечтала спеть вместе с Ромой.
Вот только товарищ генерал с мечтами напутал. Змей любила Оля, а песню Ромы – Ира. Каждая из сестер не терпела пристрастия другой. Девочки выросли, стали мамами и даже ссорились с мужьями одновременно в разных квартирах. Женщина страшна в гневе.
Ссора без медиатора не заканчивается. Его роль сыграл генерал. Завершает историю Дед Мороз. Ради этого не грех задержать Новый год на три месяца. Чтобы узнать, чем кончилось и с чего началось, надо смотреть фильм «Папы против мам» режиссера Максима Малинина. Длительность 102 минуты. Действие происходит в основном в помещении, превалирует так называемый «хронотоп гостиной», когда в одном и том же интерьере ведутся диалоги героев.
Мы не думаем, что фильм «Папы против мам» ждет богатая прокатная судьба. Рекламной раскрутки не слышно и не видно. Кто решает такие вопросы, нам неведомо. Жаль. Это такое психотерапевтическое кино с длиннотами, чтобы было время подумать. Сдобренное россыпью правды современной жизни, как булка изюмом.
Я начальник кредитного отдела банка. Брать кредит – я больная, сама у себя кредит брать? – говорит Ольга (Елена Балабанова).
Муж Ольги Антон (Артём Кухтеев) программист, на основе теории струн в пятимерном пространстве познает тайны мира. Его сначала увольняют, потом наоборот.
Их дочь Маша (Елизавета Медведева) – девочка решительная, под стать маме. Когда согласно ее мечте с опозданием на три месяца появляется Дед Мороз (Артём Ткаченко), Маша непреклонно отодвигает подарок и требует отчета: где тебя носило? Затем уводит Деда Мороза в свою комнату для разговора наедине. Дед Мороз ошарашен, но сообразителен. Когда со слов Маши понимает, что произошло с ее родителями, быстро предлагает версию, как сотворить чудо для исполнения Машиной мечты, чтобы никто не ссорился и все жили в мире.
Мысль, мягко говоря, не новая в фильме «Папы против мам» реализуется вполне гармонично. Она, собственно, и является квинтэссенцией фильма.
Что касается названия, оно отражает устаревший стереотип. В фильме инициаторами ссор становятся мамы, находя причины в папах. Именно так и бывает в реальной жизни.
Самоуверенная Ольга недовольна тем, что безработный Антон сидит у нее на шее и играет в танчики. Ведомая Ирина (Анна Чурина) недовольна тем, что она якобы толстая. Мир – это не совсем то, что видит мужчина, пусть даже и в пятимерном пространстве вдоль мифических струн, а та картина, которую строит женщина по своей прихоти.
Ирина втайне разрешает сыну Игорю (Севастьян Бугаев) сменить хоккей на танцы на льду ради девочки-фигуристки. Отец Игоря, авторитарный Виктор (Роман Постовалов), в бешенстве, танцы не мужской спорт.
Ролевая конструкция произведения максимально упрощена.
Авторитарная мама Оля заставляет дочь Машу учить китайский язык. Ведомый папа Антон уговаривает скорее себя, чем дочь, что китайский язык простой.
Авторитарный папа Витя в детстве занимался боксом, чтобы провожать любимую девочку к месту ее жительства в соседнем дворе, фактически на вражеской территории. Развязку девочка наблюдала из окна. Она стала его женой и втайне наперекор мужу разрешает сыну заниматься танцами вместо хоккея.
Почувствуйте разницу. Симметричный расклад приводит к иному исходу. Маша болеет и ждет чуда в образе Деда Мороза. Игорь системно ищет выход для себя и для Маши, возвращая ее в реальность через реализацию мечты.
Реконструкция группового психоанализа на экране вынуждает персонажей признать универсальную причину. Родители используют детей для терапии собственной неполноценности. То есть восполнения того, что не доделали в осуществлении своей мечты.
Мы не советуем повторять этот трюк в собственной жизни без специальной подготовки и доступности медиатора с адекватной мотивацией. Без этого психоанализ может разрушить семью, вызвать стойкие психические отклонения и даже спровоцировать суицид.
Относительно отечественной картины «Папы против мам» дополнительным или противоположным вариантом можно назвать «Счастливый фильм», режиссеры Хиллман Кертис, Ben Nabors, Stefan Sagmeister (США, 73 мин.). Его упорно продавливали в России, но он не пошел. Возможно, из-за наличия кадров обнаженки с признаками порнографии. Фабула «Счастливого фильма» декларативно опирается на науку, фактически имитацию.
Поиски семейного счастья стали доминирующим нарративом в российском кинопроизводстве, и база здесь более надежная. Нет лучшего способа познать себя, чем сравнение.
Ключевую роль играют диалоги. В традициях русского кино диалоги с хорошим юмором переводят тупиковые проблемы в решаемое состояние. Используется национальная особенность латерального мышления. По-простому – эвристический поиск неординарных коротких ходов.
Дети Игорь и Маша решительно заявляют о праве самостоятельно определять свою судьбу. И, в общем, это получается, когда они призывают на помощь деда-генерала (Владимир Стеклов) с солдафонским характером.
Скорая психологическая помощь эффектно мчится по улицам города вслед за летящим оленем на носу «Волги». Цель простая, солдафонскими приемами купировать приступ бытовой демократии, подавить кухонную турбулентность и ввести процесс семейной жизни в ламинарное состояние. Новая реальность ломает привычные планы. Внешний медиатор может воздействовать на мужчин, но не они стали причиной процесса с обострением, только триггером.
Товарищ генерал с возмущенными женщинами не справляется. Но дело выруливает на финишную прямую при поддержке ядовитой соседки Екатерины Павловны (Ёла Санько).
В целом получилась сказка для чувствительных душ. Иногда смотреть неловко, будто перед тобой не экран, а зеркало.
Особенно хороши дети. Современные дети продвинутые. Может быть, мир стал бы лучше, если б родители не чурались больше слушаться собственных детей или, по крайней мере, слышать их.
В конце фильма звучит песня группы «Руки вверх»:
Вновь минор
Заставит сердце разлететься, будто домино,
Давай тебя я провожу, на улице темно,
И каждый день с тобой, все это как в кино.
Вспомни моменты,
Наша запись на старой кассете,
Где влюбленные мы, словно дети,
И вокруг никого больше нету.
И по сюжету я на рассвете
Отдавал свои чувства в букете,
И мы верили в наши приметы,
Брали билеты в теплое лето.
Старый балкон, и я тебя обнимаю на нем,
Стирая прошлое, словно двойку в дневнике,
Моя рука в твоей руке,
Правда ли, что без любви бы звезды с неба и не падали?
Что если бы не ты, то я бы сейчас был один,
Не написал бы тебе столько песен о любви,
Правда ли?
Правда ли, что посылаем чувства в небо мы знаками,
Что мы с тобой два человека с одним сердцем.
Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.