Широкая зрительская аудитория с сегодняшнего дня может увидеть фильм «Искусство смерти» с Сергеем Маковецким и Антоном Васильевым в главных ролях.
В конце прошлого года режиссер Владимир Бельдиян снял неожиданную картину-притчу по произведению Фридриха Дюрренматта «Ночной разговор с палачом». Хотя действие разворачивается в Чехословакии в период после Пражской весны и подтверждающие это кадры мелькают на экране, но притча и есть притча: суть происходящего выходит за рамки отдельно взятого отрезка времени. Картина на фестивале «Амурская осень» уже получила награду с формулировкой «за убедительную режиссерскую смелость».
Герой ее, писатель и журналист Вилор Свобода, уставший жить в страхе, печатает материал, в котором изобличает себя самого и коллег по журналистскому цеху. Это вызывает «эффект большого взрыва». Естественно, Вилор становится изгоем. От него отворачиваются те, кто раньше составлял его «ближний круг». Журналист не дурак: каждую ночь он ожидает у себя дома Палача, который придет и сведет счеты с его жизнью, демонстрируя свое «искусство смерти». И Палач не медлит возникнуть в квартире Писателя.
Для режиссера Владимира Бельдияна, ученика мастерской Римаса Туминаса по Щукинскому театральному институту, полнометражный этот фильм – дебютный. Снята картина, кстати, оператором Ильёй Кондратьевым, учеником другого большого мастера – легендарного Вадима Юсова.
Киноповествование построено на дюрренматтовских диалогах, Пражская весна обозначена кадрами фото- и кинохроники, мелькающими на экране включенного телевизора. Тут и танки, и военные в боевой экипировке, и толпа людей, бегущая по улицам, и Леонид Ильич, идущий по ковровой дорожке в своей неизменной шляпе.
Для исполнителя роли Палача Сергея Маковецкого работа эта стала знаковой: она высоко отмечена на российских фестивалях.
Герой Маковецкого одет в темный официальный костюм. Он нетороплив, наблюдателен, предупредителен. Более всего Палач Маковецкого смахивает на безобидного соседа-клерка с портфелем в руке. Но в этот портфель почему-то очень не хочется заглядывать. Многолетний опыт Палача и его мастерство по «вылечиванию» мук человеческой совести, его «неординарный» подход к очередной жертве смахивают более всего на сервис в престижном пятизвездочном отеле.
Палач интересуется происходящим, в его копилке – тонкие циничные наблюдения за человеческой психикой людей в минуты, предшествующие их смерти, и даже более того – недовольство неподобающей смертью некоторых бедолаг. Персонаж Маковецкого вызывает в зрителях смешанные чувства, в которых доминируют возмущение, брезгливость и, пожалуй, еще жалость. Самое удивительное, что именно Палач обличает Тирана в гораздо большей степени, чем сам «зарвавшийся» Писатель.
Антон Васильев в роли Писателя очень убедителен. Он порывист, он готов придушить «обидчика» за его слова, его внутренний лозунг – «Бороться!». Он носит белоснежные одежды, одет в белоснежный костюм, явно контрастирующий с мрачноватым одеянием Маковецкого. Писатель стоит на вполне человеческой позиции, которая очевидна всем. Но по иронии судьбы, перекликаясь с лозунгами транспарантов, которые обычно мелькают на государственных праздниках, потом часто попираются ногами на деле.
В финале фильма, который держит зрителя в напряжении час с четвертью, сам собой напрашивается вопрос: а с самим Палачом-то кто-то когда-нибудь разберется?
C сегодняшнего дня фильм доступен на онлайн-платформе KION.
Елена Булова.
На фото: кадры из фильма
Маковецкому вполне к лицу такая роль безумца, поэтому и стал злодеем в этом проекте. Я не удивлен.
Сергей Маковецкий – удивительный, талантливый актер. Мне кажется, что он хорош в любом амплуа.
А у фильма интересный сюжет. Обязательно посмотрю.