От ретропоезда «Сокольники» до самого современного состава – в честь 88-летию со дня рождения Московского метрополитена проходит традиционный парад поездов, причем впервые на Большой кольцевой линии (БКЛ).
В торжественном открытии парада принял участие хор метрополитена, а на станции метро «Партизанская» открылась выставка ретровагонов. В честь праздника на эскалаторах и в вестибюлях станций все выходные звучат аудиопоздравления, которые записали известные российские артисты, а на станциях пассажиров метрополитена ждут различные выставки и конкурсы.
Московский метрополитен начал работу в 1935 году. Первая линия — Сокольническая — открылась 15 мая 1935 года, в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую». Самый точный, самый беспробочный и самый удобный транспорт столицы постоянно развивается. В 2023 году после открытия Большой кольцевой линии в Москве действует 355 станций метро, Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры. В день московское метро перевозит более семи миллионов пассажиров и занимает лидирующее место в мире среди других метрополитенов по таким показателям, как интенсивность движения и точность соблюдения расписания. А еще столичное метро – самое красивое и внимательное ко всем пассажирам!
За все время работы в московском метро курсировало более 10 типов составов, имевших различные модели вагонов. Некоторые из них можно осмотреть на третьем пути станции «Партизанская». Здесь представлены пассажирские вагоны метро таких серий, как Г, Д, Е, а также старейший вагон-путеизмеритель УМ5 и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА. Здесь же можно увидеть работников метрополитена, одетых в историческую форму, – они расскажут историю создания каждого типа поезда.
Пассажиры Большой кольцевой линии (БКЛ) могут не просто посмотреть на старинные вагоны, но и перенестись в прошлое, прокатившись на любом из семи различных моделей составов:
— ретропоезд «Сокольники» — в нем вы сможете ощутить себя одним из первых пассажиров московского метро и насладиться теплой атмосферой, которую создают уютные бра, мягкие сиденья с пружинами и панели на стенах;
— «Еж3» — легендарный «Ежик», один из любимейших поездов всех времен, он ходил по линиям метро около пятидесяти лет;
— «Русич» — с него началась эпоха поездов нового поколения. Прислонно-сдвижные двери, информационные табло над дверьми, отопление, а позже — кондиционеры для комфорта пассажиров;
— «Ока», «Москва» и суперсовременная «Москва-2020» — поезда метро последнего поколения.
«Парад поездов — одно из главных событий в честь дня рождения Московского метрополитена. Мы проводим его уже в девятый раз. Поезда можно не только увидеть снаружи, но и проехаться в каждом из них. Место старта парада — станция «Сокольники» БКЛ — выбрано неслучайно: по соседству находится одноименная станция первого пускового участка метро, откуда и началось движение», — рассказал Максим Ликсутов.
А знаете ли вы: в 30-е годы прошлого века в СССР начали производить вагоны для метрополитена и решили именовать их по алфавиту. А – выпущен 27 августа 1934 года, через три года наладили производство вагонов Б, ну а В уже были трофейными немецкими. Их привезли после Великой Отечественной войны и переделали под движение по нашему метро. 22 февраля 1961 года выпустили вагоны Е. А когда дошли до буквы Ж, то посовещались и решили, что звучит это как-то не очень… Поэтому букву приписали к предыдущей и выпустили вагоны ЕЖ. Многие из вас их отлично знают – их модернизированные версии работают до сих пор. Букву З тоже решили не использовать, начали конструировать вагон И – но не закончили. В 1976 году ввели единую систему классификации подвижного состава: поезда дальнего следования начинались с цифры 61, трамваи – с 71, а вагоны метрополитена – с 81. С 1990-х вагонам стали давать имена: «Яуза», «Русич», «Ока».
Михаил Ковалёв.
Фото автора