4 июля 1931 года французская летчица Мариза Бастье приземлилась на своем легкомоторном самолете «Клемм» на Центральном аэродроме в Москве. За 5 дней до этого она установила мировой рекорд, покрыв за 30 часов без посадки расстояние между Парижем и Нижним Новгородом.
Мариза, родившаяся 27 февраля 1898 года в Лиможе, увлеклась авиацией после того, как вышла замуж за пилота, участника Первой мировой войны, Луи Бастье. Она занялась высшим пилотажем, и ее в рискованном увлечении не остановило даже то, что супруг в 1926 году погиб в авиакатастрофе. На следующий год Мариза приобрела в кредит свой собственный легкомоторный самолет.
В 1929 году Бастье установила рекорд продолжительности полета среди женщин во Франции — 10 часов 30 минут – и международный рекорд продолжительности полета среди женщин — 26 часов 44 минуты.
28 июня 1931 года французская летчица-рекордсменка вылетела на своем самолете из Парижа в направлении Советского Союза. На следующий день она, преодолев за 30 часов без посадки 2976 километров, приземлилась на поле под Нижним Новгородом, у деревни Юрино.
«Едва я успела приземлиться, мужики бросили свою работу в поле и кинулись ко мне с… доброжелательным любопытством, – вспоминала позже Мариза Бастье в одном из интервью. – С мужиками бежали босоногие дети и бабы в цветных платках…»
Мариза пошла к ним навстречу, дружески махая рукой и пытаясь объяснить, что она прилетела из Франции.
«Франсез, – говорила она, – франзуска!» Сельчане ничего не понимали. Диалога не вышло. Тогда Бастье догадалась произнести слово, которое бы местные жители точно поняли. «Телеграф!» – сказала она. Взаимопонимание было установлено. Перед тем как отправиться к телеграфу, Мариза решила угостить детей своими съестными припасами. Ребятня от радости едва не угробила самолет, облепив его со всех сторон. Когда гостинцы были розданы, сельчане повели француженку к телеграфу, который находился на другом берегу реки.
Так как летчица очень устала, ее решили подвезти к нужному месту на телеге. Мариза, которая раньше подобный вид транспорта видела лишь на картинах, вспоминала сильную тряску, которая, впрочем, нисколько не помешала ей, измученной длительным перелетом, едва не заснуть.
Через реку переправились на пароме.
«Я с любопытством и изумлением смотрела, с какой силой и ловкостью баба помогала багром паромщику. Вот настоящая спортсменка!» – восхитилась француженка.
Летчицу доставили в избу, однако вместо телеграфа она увидела в ней… людей в белых халатах. Маризу осмотрели, измерили ей пульс. Добиваясь своего, француженка вновь стала объяснять сельчанам, что ей срочно необходим телеграф. Своего она таки добилась: пришел телеграфист, принял у нее три телеграммы в Париж и пообещал отправить их даром. Все равно у Маризы при себе были только франки, менять их на советские рубли в деревне никто не стал. Позже, однако, оказалось, что ни одна телеграмма до столицы Франции так и не дошла: телеграфист не смог разобрать латинских букв.
Гостью напоили чаем и уложили спать. Пока она приходила в себя, пришли из сельсовета, разыскали переводчика… На следующий день она вылетела в Нижний Новгород, а оттуда после торжественных мероприятий по поводу ее встречи отправилась в Москву, где приземлилась 4 июля на Центральном аэродроме.
В столице француженку приняли благожелательно, в эти годы визиты иностранных летчиков, пытающихся установить тот или иной рекорд, здесь не были редкостью. До Маризы Бастье в 1925 году в Москве приземлился французский летчик Людовик Аррошар, осуществивший скоростной круговой перелет по европейским столицам с посадкой в Москве и установивший рекорд – 7420 километров были преодолены за три дня со средней скоростью 190,5 км/час. В том же году в Москву прибыли японские летчики, совершавшие перелет из Токио в Париж и Лондон через российскую столицу. В 1926 году французский летчик Жорж Пельтье-Дуази, совершая перелет из Парижа в Пекин, также побывал в Москве. 22 июня 1926 года на Центральном аэродроме Москвы приземлились датчане Андерс Петер Ботвед и Ольсен. Долетев из Копенгагена в Токио, они возвращались обратно. В 1926 году в Москве также побывали американские журналисты Уэльс и Эвенс, решившие обогнуть в рекордно короткие сроки земной шар (им удалось это сделать за 28 дней 14 часов 36 минут), французские летчики Люсьен Жирье и Франсуа Дордильи, возвращавшиеся во Францию после беспосадочного перелета Париж – Омск (в Москве они провели 2 дня), польские летчики Болеслав Орлинский и Леонард Кубяк, следовавшие по маршруту Варшава – Токио – Варшава.
В 1927 – 1931 гг. в Москве также побывало множество авиаторов из самых разных стран. К мужчинам присоединились и дамы. В 1931-м английская летчица Эмми Джонсон выполнила перелет Лондон – Токио. По дороге она совершила в том числе посадку и в Москве. Она была первой в мире, кто совершил перелет от Лондона до Москвы всего за один день. 2832 километра Эмми преодолела за 21 час. В том же году до российской столицы добралась и еще одна представительница прекрасного пола — немка Марга фон Эцдорф. Вылетев из Берлина, она с посадкой в Москве и ряде других советских городов долетела до Токио.
Однако вернемся к Маризе Бастье. Благополучно вернувшись в Париж летом 1931 года и удостоившись за установленный рекорд Рыцарского креста Почетного легиона, француженка вновь побывала в СССР спустя шесть лет. В 1937 году Мариза вместе с бортмехаником Сюзанной Тилье на самолете «Кадрон» совершила перелет из Парижа в Иркутск и обратно.
«Кадрон» Бастье вылетел с парижского аэродрома Орли. 21 июля самолет французской летчицы приземлился на тушинском аэродроме в Москве. На следующий день Бастье вылетела из Москвы, а через три часа приземлилась в Казани. 24 июля «Кадрон» совершил посадку в Новосибирске. Всего через полтора часа Бастье продолжила полет и вскоре приземлилась в Красноярске. В Иркутске, вероятно, летчицы были 23 июля.
На обратном пути, 28 июля, Бастье вновь совершила посадку в Новосибирске. В тот же день «Кадрон» приземлился в Омске. В Париж летчицы возвращались через Бухарест.
«Время от времени в СССР из Франции прилетали отважные авиаторы-рекордсмены, такие как Мариза Бастье и Сюзанна Тилье, – пишет историк и писатель Сергей Беляков в книге «Парижские мальчики в сталинской Москве» (Москва, издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2022 год ). – В июле 1937-го эти, говоря современным языком, авиаторки совершили перелет Париж – Кенигсберг – Москва – Иркутск».
Во время Второй мировой войны Мариза Бастье была участницей французского Сопротивления.
Бастье погибла 6 июля 1952 года в коммуне Брон департамента Рона после конференции в Лионе во время взлета ее самолета. Похоронена на кладбище Монпарнас в Париже. В 1955 году правительство Франции почтило Маризу Бастье изображением на марке авиапочты.
Сергей Ишков.
Фото с сайта ru.wikipedia.org
Вот как. Во Франции женщины на самолетах летали, а у нас мужчины на телегах ездили. И ее это удивило! (