Первые Олимпийские игры советских спортсменов

19 июля 1952 года в Хельсинки открылись XV летние Олимпийские игры, в которых впервые приняли участие спортсмены из СССР.

До этого Советский Союз участвовал лишь в III Всемирной летней рабочей Олимпиаде, которая с 25 июля по 1 августа 1937 года проходила в Антверпене.

XV Олимпийские игры 19 июля 1952 года открылись в столице Финляндии на стадионе, специально построенном к Олимпиаде 1940 года, не состоявшейся из-за начала Второй мировой войны. Первым рекордом Игр стало то, что на них прибыли 4 925 спортсменов из 69 стран, включая представителей СССР.

В 1950 году оргкомитет по проведению Хельсинкской Олимпиады прислал в Москву официальное приглашение участвовать в предстоящих Играх. 7 мая 1951 года на сессии МОК в Вене Олимпийский комитет СССР получил официальное признание, а его главу Константина Андрианова избрали членом Международного олимпийского комитета от СССР.

На дебютной Олимпиаде сборная СССР приняла участие во всех заявленных видах спорта, кроме хоккея на траве. В ее состав вошли 255 мужчин и 40 женщин. Соревнования проходили с 19 июля по 3 августа.

Газета «Известия» 20 июля 1952 года писала:

«Спортсмены других стран оборачиваются и поднимаются на носки, чтобы взглянуть на посланцев Советской страны. В воздухе появляются сотни голубей. Они кружат над стадионом, символизируя главную идею Олимпийских игр – идею мира и международного сотрудничества».

Обязательным требованием со стороны СССР стало то, что советские спортсмены должны были жить отдельно от спортсменов из капиталистических стран. Для сборной Советского Союза и других стран восточного блока (Венгрии, Болгарии, Польши, Чехословакии и Румынии) была построена отдельная Олимпийская деревня в Отаниеми. Ее достопримечательностью стал огромный портрет Иосифа Сталина.

Советскую сборную называли «командой фронтовиков». Отстаивать честь страны на мировой спортивной арене поехали люди, пережившие суровые испытания войны – блокаду, ранения, ужасы концлагерей.

Первую в истории советского спорта золотую олимпийскую медаль завоевала метательница диска Нина Пономарёва. В третьей попытке спортсменка установила олимпийский рекорд – 51,42 м. На пьедестал вместе с ней поднялись еще две советские метательницы диска – Нина Думбадзе и Елизавета Багрянцева.

Средний возраст наших олимпийцев был 28 лет. Самым молодым олимпийским чемпионом стал борец классического стиля 20-летний Шазам Сафин. Среди девушек – 21-летние олимпийские чемпионки гимнастка Галина Шамрай и толкательница ядра Галина Зыбина. Самой старшей из всех абсолютных олимпийских чемпионок оказалась 30-летняя гимнастка Мария Гороховская. Среди мужчин наиболее возрастным стал 37-летний олимпийский чемпион Йоханес Коткас, победивший на борцовском ринге в категории свыше 87 кг.

Наиболее удачно выступили сборные по спортивной гимнастике, завоевавшие 9 золотых, 11 серебряных и 2 бронзовые медали.

Одним из главных героев Игр стал 30-летний капитан команды гимнастов Виктор Чукарин, выигравший 4 золотые медали – в абсолютном и командном первенстве, упражнении на коне и в опорном прыжке, а также две серебряные – на брусьях и кольцах. Зрители с восторгом принимали каждое выступление спортсмена. В 1940 году в Харькове он стал мастером спорта. В следующем году ушел на фронт добровольцем и воевал в артиллерийских частях. Попал в плен на четыре года. Узник Чукарин прошел ад концлагерей Бухенвальд и Зандбостель под номером 10491. Когда пришел домой, мать не узнала изможденного, весившего меньше 40 кг сына… Виктор триумфально выступил не только в Хельсинки: в 1956 году на Играх в Мельбурне он добавил к своей коллекции олимпийских наград еще три золота, серебро и бронзу.

Гимнаст Грант Шагинян тоже прошел войну. В 1943 году был тяжело ранен в ногу. Казалось бы, ну какой тут спорт? Но Грант, превозмогая боль, стал разрабатывать травмированную ногу, чтобы вновь вернуться в гимнастику. Полностью ему восстановиться не удалось – о ранении напоминала хромота. В Хельсинки он покорил всех виртуозным владением тела и выполнением самых сложных гимнастических пируэтов. Шагинян вписал свое имя в историю гимнастики не только несколькими медалями, включая золото в командном первенстве и в упражнениях на кольцах. В упражнениях на коне, где он завоевал серебро, спортсмен выполнил уникальный соскок, названный в его честь «вертушкой Шагиняна».

Гимнастка Мария Гороховская пережила блокаду Ленинграда, куда приехала поступать в институт физкультуры. Во время войны работала в военном госпитале, ночами дежурила на крышах ленинградских зданий. В состоянии крайнего истощения ее вывезли в Казахстан и чудом спасли… В 30 лет Гороховская поднялась на вершину олимпийского пьедестала.

Ростовский тяжелоатлет Иван Удодов, выступавший в весе до 56 кг, также прошел через страшные испытания на пути к золоту Хельсинки. В 17 лет он был угнан немцами из детдома поселка Глубокий Ростовской области в Германию на принудительные работы. После неудачной попытки побега Иван оказался в концлагере в Бухенвальде, где и пробыл до окончания войны. На момент освобождения из плена он весил 29 кг, не мог стоять, из лагеря Ивана выносили на руках. Удодову пришлось заново учиться ходить. Для быстрого набора мышечной массы медики посоветовали заняться спортом. Выбор Ивана пал на тяжелую атлетику. Благодаря упорным тренировкам уже через два года он выиграл первые городские соревнования.

Тяжелоатлет Евгений Лопатин в войну командовал ротой противотанковых ружей в составе 120-й стрелковой дивизии 66 армии, которая была направлена на Сталинградский фронт. В бою под Ерзовкой был ранен снайпером в левую руку. Кисть была перебита, пальцы практически не разгибались. С помощью специальных упражнений Евгений начал разрабатывать руку, поставив перед собой цель не только восстановить подвижность кисти, но и вернуться в тяжелую атлетику. Наградой за старания и терпение стала серебряная олимпийская медаль в весовой категории до 67,5 кг.

Чемпиона игр-1952 в греко-римской борьбе в категории до 62 кг Якова Пункина прозвали «молнией на ковре». Его военная биография началась с учебы в школе младших командиров танковой части под Минском. В самом начале боевых действий курсанта контузило. Он попал в плен. Прошел лагеря: Фуллен, Меппен, Магдебург, Оснабрюк, перенес тиф. Выжил. В олимпийскую сборную был включен уже трехкратным чемпионом СССР. Контузия не прошла бесследно: у Якова развился нервный тик – подергивалось плечо и часть лица. Эта его особенность вводила в заблуждение противников относительно тактических задумок на ринге. Коронным приемом Пункина был бросок прогибом, который он исполнял в свойственном только ему стиле – с резким изменением траектории броска уже после его начала. Метательница диска Нина Пономарёва рассказывала о случае, произошедшем с Пункиным в Хельсинки после финального поединка:

«Он побеждает, судья вскидывает руку и все видят ниже локтя номер, оставшийся от концлагеря. Судью будто током ударило. Закатывает рукав – у него тоже наколот ряд цифр. Оказалось, сидели в одном лагере!»

Серебряный призер в беге на дистанции 3 000 метров с препятствиями Владимир Казанцев участвовал в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Оттуда отправился на передовую. В боях на Калининском фронте перенес тяжелую контузию. В Хельсинки в финальном забеге на последней яме с водой неудачно приземлился и серьезно повредил ногу, порвав связку. Но даже с тяжелой травмой смог удержать темп и завоевать серебро.

По номером 436 – Владимир Казанцев

Боксер Сергей Щербаков, ставший серебряным призером, был сильнейшим в своем виде спорта в СССР на протяжении 15 лет. Во время войны воевал в разведроте. Получил два тяжелых ранения, одно из которых едва не привело к ампутации ноги. Медики спасли ногу, но ступня почти перестала сгибаться. Несмотря на боль, Сергей стал ее разрабатывать и через несколько месяцев уже вышел на ринг.

В состязаниях было разыграно в общей сложности 149 комплектов медалей в 43 категориях. Газета The New York Times 27 июля 1952 года сообщала:

«Первая неделя олимпийских соревнований показала три вещи: во-первых, Восток и Запад вполне могут бороться за спортивные награды, не ввязываясь в конфликты; во-вторых, уровень подготовки русских спортсменов высок и это, возможно, будет мотивировать Советский Союз к более широкому участию в международных встречах; в-третьих, люди на трибунах независимо от заявлений олимпийских чиновников рассматривают XV Олимпийские игры как состязание между Востоком и Западом».

Сборная СССР заняла второе место в неофициальном командном зачете (22 золотые медали), лидером стала команда США (40 золотых медалей). На пьедестал почета советские спортсмены поднимались в 9 видах спорта. При этом по количеству зачетных очков, подсчет которых велся за места, занятые с 1-го по 6-е, спортсмены США и СССР набрали одинаковую сумму – по 494, разделив таким образом лидерство.

Сложная политическая ситуация сказалась на судьбах участников футбольного турнира. Сборная СССР проиграла в 1/8 финала сборной Югославии. За 15 минут до конца матча югославы выигрывали 5:1, но наши футболисты героически отыграли четыре мяча и сравняли счет. В дополнительное время ничья сохранилась. Через день состоялась переигровка, в которой победила Югославия – 3:1. Сталин из-за конфликта с руководителем Югославии Иосипом Броз Тито придавал этой встрече особое значение. Все руководители, так или иначе причастные к Олимпиаде, включая советского посла в Финляндии В. З. Лебедева, с тревогой ожидали повторной игры СССР против Югославии. Накануне переигровки Сталин направил пространную телеграмму, чтобы вдохновить команду. Однако на футболистов она оказала слишком сильное психологическое воздействие и вместо уверенности породила нервозность. Сразу после поражения футболистов экстренно вернули в Москву. Спортсменов обвинили в безволии, как будто это не они, а кто-то другой в предыдущей игре с югославами отыгрались со счета 1:5! Команду ЦДСА, которая составляла основу сборной, расформировали, а футболистов и тренеров дисквалифицировали, лишили всех званий и наград, обвинив в «нанесении серьезного ущерба престижу советского государства».

«Русские показывают, что при Сталине смогли достичь в спорте выдающихся результатов, писала Berliner Zeitung 3 августа 1952 года. – Они серьезно работают над собой, поэтому побеждают и помогают Родине в строительстве коммунизма. Среди них нет чудо-спортсменов, как часто изображают западные газеты – все они упорно и усердно тренируются по научно разработанным методикам…»

А спустя два дня в «Известиях» можно было прочитать следующее:

«Спортсмены покидают стадион с уверенностью в том, что дружба, возникшая на Олимпийских играх, будет развиваться и крепнуть, что дело мира, которому послужили Олимпийские игры, победит. Место, занятое Советским Союзом, (…) является исключительно почетным и служит новым доказательством того, насколько сильно продвинулось вперед развитие спорта в стране победившего социализма».

Сергей Ишков.

Фото с сайтов olympics.com и megabook.ru

Добавить комментарий