После премьерного показа «Зойкиной квартиры» беседуем с Александром Гурьяновым о Булгакове, Дао, Шиловском, театре, поэзии, футболе и музыке.
– Ваш «партийный бонза» Борис Семенович Гусь в постановке «Зойкина квартира» – артистично, профессионально, трогательно, иногда высокопарно. Как вы вживались в образ?
– Ходил, наблюдал за повадками людей похожего статуса. Смотрел хорошие фильмы. Читал Булгакова. Ничего нового…
– Режиссер Всеволод Шиловский – это деспот или партнер?
– Всеволод Шиловский – Человек с большой буквы. Глыба. Один из немногих, кто связывает нас с поколениями гигантов и гениев. Человек, который верит в театр, а не в деньги. А все остальные определения не нужны. Когда нужно, взбучку устроит, когда нужно, спину прикроет.
– Как вы пришли в театр на Петровке?
– В каком-то смысле я из него не уходил. То есть буквально мы въехали туда, уже являясь коллективом.
– Иностранец из «Сильного чувства» – чисто ильфо-петровский персонаж. Классика Булгакова или тексты Ильфа – Петрова – что вам ближе и почему?
– Это вопрос филологический. Чем отличаются Чуланов, Аметистов и О. Бендер – вопрос дискуссионный. И как на их появление повлиял Хлестаков. Мне близки оба автора. Причем Булгакова принял как-то сразу, а ирония Ильфа и Петрова стала понятна уже в зрелом возрасте. Наверно, сказался мистический флёр и кот Бегемот. А так О. Бендер из «Золотого теленка» мне кажется даже более трагическим образом, чем Аметистов, например… Но я с одинаковым азартом играю в «Сильном чувстве» и в «Зойкиной квартире».
– Театральный проект «Литература для ленивых, или Внеклассные чтения» – что это такое и для кого?
– Я за долгие годы так и не смог внятно сформулировать, к сожалению. «Дао, высказанное вслух, не есть истинное Дао (из труда Лао-цзы, древнекитайского философа. – Ред.)». Но я попробую. Я где-то прочитал историю, как Есенин в кабаке познакомился с Айседорой. Он ей читал стихи! Ни он по-английски, ни она по-русски – ни слова! Но он так читал, что она пошла за ним. И я подумал, что вот оно, настоящее. Даже не настоящее, а немножечко волшебное. Кабак и стихи, это волшебство. И обязательно нужно читать стихи в кабаках. Прозой тоже решили не брезговать. И отправились в кабак – читать. Люди сидели, пили вино или пиво, мы им Маяковского или Довлатова. Они при этом ведь не напрягались – так что литература для ленивых.
– Веничка из «Москва – Петушки» и Поэт из «Облака в штанах» – это для души, «шлифовка» мастерства или зарабатывание денег?
– Денег мы с этого никогда не зарабатывали. Может, как-то разово, но я даже не помню, о каких суммах идет речь. Так что оставляем два первых пункта.
– У вас в фильмотеке десяток сериалов. Есть чем гордиться?
– Дочкой.
– Как вы пришли в поэзию? Продекламируйте несколько ваших строк – любимых или тематических.
– Не то чтобы я в нее прям пришел. Иногда писал для себя. Для группы.
Ты каждый день чего-то ждешь,
Ты сам забыл, когда
Ты в этой бухте бросил якоря
И парусник, и стих галдеж
На борту.
Не будоражит больше Новая Земля.
Припев:
Хватай крюки, тащи картечь,
А кто решил себя сберечь,
Пусть берегут себя на берегу.
Морскому дьяволу не брат!
И нет нужды в пути назад.
И счастлив тот, кто сдохнет за мечту!
Тарелка супа, крепкий сон..
И флаг лежит
На самом дне большого сундука.
И старый добрый крепкий ром
Забыт, как сон,
И не сжимает саблю верная рука
Мне не хотелось бы знать как.
– Что с вашей рок-группой – ближайшие планы и выступления?
– У меня действительно была рок-группа Deti Yeti. Мы выпустили два мини-альбома, сделали на коленке несколько клипов. Все закончилось несколько лет назад. Совмещать театр и группу я сейчас не смогу. Слишком много времени и сил требует и то и другое. У меня почти 10 спектаклей в театре, плюс моноспектакль «Контрабас» по Зюскинду.
– Музыкальные фестивали, организованные вами, – что? где? когда?
– Да больше десяти лет назад. Мы делали конкурс для молодых (upcoming) групп. Отправляли на финал в Германию. Проводили несколько десятков концертов в год. От Калининграда до Владивостока. Изъездил много городов, понаслушался разной музыки. Хорошо было…
– Футбольные пристрастия – клуб, страна, чемпионат?
– ЦСКА.
– Пеле или Марадона, Месси или Роналду – и почему?
– Я бы вообще из четверых выбрал бы одного Марадону. Футбол – это шоу! И Марадона делал шоу. И на поле, и за его пределами. Остальные могут быть сколь угодно техничными, одаренными… Но в них нет этого огня. Панк-рока, если угодно…
– Как вы сочетаете борьбу и шахматы?
– Шахматы сочетаются даже с сексом!
– В одном из аккаунтов вы «Актер неудачник» – почему?
– Это ироничный канал. Я немного упражняюсь в юморе, не более того.
– «Кладезь Русской культуры» – помните, про что и кого вы написали пару лет назад?
– Вероятнее всего, речь шла об одном из фильмов Юрия Быкова. Я действительно склонен к высокопарности, так что мог написать что-то подобное.
– Планы в короткометражном кино – чего и когда ждать?
– Сценарий написал пару лет назад. Как будут деньги и время…
– Что бы хотели сыграть на сцене, но пока не удалось?
– Мне повезло. Я хотел сыграть в «Близости» – сыграл. Хотел сыграть Астрова в «Дяде Ване» – играю. Наверно, остался «Трамвай «Желание».
– Ваши пожелания 17 – 18-летним, которые хотят поступать «на артиста»?
– Пацаны и пацанессы! Никого не слушайте и делайте то, что хотите. Шишки будут. Ваши. Никто вместо вас их не получит. Но без них артисты не получаются. Артист без болячек – это машина без колес. Так что бейтесь в закрытую дверь лбом. Рано или поздно пробьетесь!
Владимир Сабадаш.
Фото из личного архива Александра Гурьянова