Александр Гурьянов: «Артист без болячек – это машина без колес»

После премьерного показа «Зойкиной квартиры» беседуем с Александром Гурьяновым о Булгакове, Дао, Шиловском, театре, поэзии, футболе и музыке.

– Ваш «партийный бонза» Борис Семенович Гусь в постановке «Зойкина квартира» – артистично, профессионально, трогательно, иногда высокопарно. Как вы вживались в образ?

– Ходил, наблюдал за повадками людей похожего статуса. Смотрел хорошие фильмы. Читал Булгакова. Ничего нового…

– Режиссер Всеволод Шиловский – это деспот или партнер?

– Всеволод Шиловский – Человек с большой буквы. Глыба. Один из немногих, кто связывает нас с поколениями гигантов и гениев. Человек, который верит в театр, а не в деньги. А все остальные определения не нужны. Когда нужно, взбучку устроит, когда нужно, спину прикроет.

– Как вы пришли в театр на Петровке?

– В каком-то смысле я из него не уходил. То есть буквально мы въехали туда, уже являясь коллективом.

– Иностранец из «Сильного чувства» – чисто ильфо-петровский персонаж. Классика Булгакова или тексты Ильфа – Петрова – что вам ближе и почему?

– Это вопрос филологический. Чем отличаются Чуланов, Аметистов и О. Бендер – вопрос дискуссионный. И как на их появление повлиял Хлестаков. Мне близки оба автора. Причем Булгакова принял как-то сразу, а ирония Ильфа и Петрова стала понятна уже в зрелом возрасте. Наверно, сказался мистический флёр и кот Бегемот. А так О. Бендер из «Золотого теленка» мне кажется даже более трагическим образом, чем Аметистов, например… Но я с одинаковым азартом играю в «Сильном чувстве» и в «Зойкиной квартире».

– Театральный проект «Литература для ленивых, или Внеклассные чтения» – что это такое и для кого?

– Я за долгие годы так и не смог внятно сформулировать, к сожалению. «Дао, высказанное вслух, не есть истинное Дао (из труда Лао-цзы, древнекитайского философа. – Ред.)». Но я попробую. Я где-то прочитал историю, как Есенин в кабаке познакомился с Айседорой. Он ей читал стихи! Ни он по-английски, ни она по-русски – ни слова! Но он так читал, что она пошла за ним. И я подумал, что вот оно, настоящее. Даже не настоящее, а немножечко волшебное. Кабак и стихи, это волшебство. И обязательно нужно читать стихи в кабаках.  Прозой тоже решили не брезговать. И отправились в кабак – читать. Люди сидели, пили вино или пиво, мы им Маяковского или Довлатова. Они при этом ведь не напрягались –  так что литература для ленивых.

– Веничка из «Москва – Петушки» и Поэт из «Облака в штанах» – это для души,  «шлифовка» мастерства или зарабатывание денег?

– Денег мы с этого никогда не зарабатывали. Может, как-то разово, но я даже не помню, о каких суммах идет речь. Так что оставляем два первых пункта.

– У вас в фильмотеке десяток сериалов. Есть чем гордиться?

– Дочкой.

– Как вы пришли в поэзию? Продекламируйте несколько ваших строк – любимых или тематических.

– Не то чтобы я в нее прям пришел. Иногда писал для себя. Для группы.

Ты каждый день чего-то ждешь,

Ты сам забыл, когда

Ты в этой бухте бросил якоря

И парусник, и стих галдеж

На борту.

Не будоражит больше Новая Земля.

Припев:

Хватай крюки, тащи картечь,

А кто решил себя сберечь,

Пусть берегут себя на берегу.

Морскому дьяволу не брат!

И нет нужды в пути назад.

И счастлив тот, кто сдохнет за мечту!

Тарелка супа, крепкий сон..

И флаг лежит

На самом дне большого сундука.

И старый добрый крепкий ром

Забыт, как сон,

И не сжимает саблю верная рука

Мне не хотелось бы знать как.

– Что с вашей рок-группой – ближайшие планы и выступления?

– У меня действительно была рок-группа Deti Yeti. Мы выпустили два мини-альбома, сделали на коленке несколько клипов. Все закончилось несколько лет назад. Совмещать театр и группу я сейчас не смогу. Слишком много времени и сил требует и то и другое. У меня почти 10 спектаклей в театре, плюс моноспектакль «Контрабас» по Зюскинду.

– Музыкальные фестивали, организованные вами, – что? где? когда?

– Да больше десяти лет назад. Мы делали конкурс для молодых (upcoming) групп. Отправляли на финал в Германию. Проводили несколько десятков концертов в год. От Калининграда до Владивостока. Изъездил много городов, понаслушался разной музыки. Хорошо было…

– Футбольные пристрастия – клуб, страна, чемпионат?

– ЦСКА.

– Пеле или Марадона, Месси или Роналду – и почему?

– Я бы вообще из четверых выбрал бы одного Марадону. Футбол – это шоу! И Марадона делал шоу. И на поле, и за его пределами. Остальные могут быть сколь угодно техничными, одаренными… Но в них нет этого огня. Панк-рока, если угодно…

– Как вы сочетаете борьбу и шахматы?

– Шахматы сочетаются даже с сексом!

– В одном из аккаунтов вы «Актер неудачник» – почему?

– Это ироничный канал. Я немного упражняюсь в юморе, не более того.

– «Кладезь Русской культуры» – помните, про что и кого вы написали пару лет назад?

– Вероятнее всего, речь шла об одном из фильмов Юрия Быкова. Я действительно склонен к высокопарности,  так что мог написать что-то подобное.

– Планы в короткометражном кино – чего и когда ждать?

– Сценарий написал пару лет назад. Как будут деньги и время…

– Что бы хотели сыграть на сцене, но пока не удалось?

– Мне повезло. Я хотел сыграть в «Близости» – сыграл. Хотел сыграть Астрова в «Дяде Ване» – играю. Наверно, остался «Трамвай «Желание».

– Ваши пожелания 17 – 18-летним, которые хотят поступать «на артиста»?

– Пацаны и пацанессы! Никого не слушайте и делайте то, что хотите. Шишки будут. Ваши. Никто вместо вас их не получит. Но без них артисты не получаются. Артист без болячек – это машина без колес. Так что бейтесь в закрытую дверь лбом. Рано или поздно пробьетесь!

Владимир Сабадаш.

Фото из личного архива Александра Гурьянова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x