Так в ходе пресс-конференции в ОСН охарактеризовал актуальную ситуацию в отрасли владелец сети кинотеатров, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Павел Поникаровский.
Как пояснил еще один участник пресс-конференции, главный редактор Кино-Театр.Ру, директор по развитию веб-кинотеатра Chill, продюсер Жан Просянов, ключевыми факторами сложившегося положения являются уход с нашего рынка голливудских студий и то, что «мы так и не переняли их практику маркетингового продвижения»:
«2020-й был «ковидный», 2021-й – «постковидный», 2022-й прошел под знаком событий февраля. В 2022 году с нашего рынка ушли такие голливудские студии, как Universal, Fox, Disney и т. д., и с российских экранов пропали блокбастеры. Их фильмы были драйверами, которые приводили людей в кинотеатры, и сборы тогда достигали миллиардов рублей. Поэтому 2019 год для нас определяет планку, какими должны быть сборы, когда рынок был наполнен разнообразным контентом. Голливудских фильмов сейчас нет, и, что мне кажется самым главным, нет их рекламы, потому что голливудские студии спускали на восточные рынки конкретные практики рекламного продвижения, тратили на это много денег, и, как следствие, в результате этой рекламы люди приходили в кинотеатры. К сожалению, российские даже очень большие премьеры таких денег на рекламную кампанию тратить не могут. Наши маркетинговые бюджеты в разы ниже. Несмотря на то что с момента ухода голливудских фильмов прошло уже более полугода, мы так не переняли их практику маркетингового продвижения, потому что на это просто нет денег».
Однако с мнением Жана Просянова о решающей роли маркетингового продвижения не согласился владелец сети кинотеатров, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Павел Поникаровский. По его словам, главная причина тяжелого положения российских кинотеатров заключается не в недостатке рекламы, а в отсутствии контента, который стоило бы продвигать:
«Экономическая ситуация в отрасли сейчас очень тяжелая. Я не соглашусь с утверждением, что маркетинговая составляющая является основной проблемой. Маркетинг начинается с продукта, а вот таких массовых продуктов, которые можно бы было вкладывать в рекламу, у нас не хватает. Не хватает не потому, что мы не умеем снимать кино, которое востребовано российским зрителем. Достаточно вспомнить эффект «Чебурашки», эффект «Вызова»… Всё это были интересные, большие проекты, но при этом надо понимать, что мы снимаем мало. Надо снимать намного больше фильмов класса «В» (малобюджетное кино. – С. И.). То есть тут вопрос не только в качестве продукции, но и в ее количестве. Нам нужно 50 – 60 крепких «середнячков» в год».
Но, как подчеркнул киножурналист, телерадиоведущий Давид Шнейдеров, также принявший участие в обсуждении, «самый существенный «провис» заключается в том, что мы сейчас показываем»:
«Вопрос заключается не в том, как рекламировать, а в том, что рекламировать. Сейчас стало совершенно ясно, что в России вообще нет киноиндустрии, то есть механизма, который есть в Голливуде. Механизма от предпродакшена до проката в России не существует. Российское кинопроизводство и кинопрокат показали, что без голливудских блокбастеров мы ничто. Я приведу любопытные на этом фоне цифры: в России в разы выросли продажи кинопроекторов! То есть люди вместо того, чтобы идти в кинотеатры, покупают качественные кинопроекторы, чтобы смотреть кино дома, потому что в кинотеатрах смотреть нечего. Когда выходит фильм и среднее количество зрителей в зале 3 – 4 человека, а бюджет картины более 100 млн рублей, – вообще о чем говорить? Когда российский бокс-офис (кассовые сборы. – С. И.) в России возглавляет провалившийся во всем мире фильм «Неудержимые-4» (в Америке этот фильм собрал около 10 млн долларов, а в Европе – 16 млн), а бюджет у него 100 млн долларов. Это тотальный провал. За весь 2023 год у нас вышло два реально кассовых фильма: это «Чебурашка» и «Вызов», который 5 месяцев идет в кинотеатрах и едва-едва вышел «в ноль». <…> Еще раз повторю, у нас нет киноиндустрии: у нас продюсеры не могут элементарно договориться друг с другом о том, когда какой фильм выпускать в прокат. Продюсеры боятся рисковать, фильм проваливается в прокате, а дальше что? При этом никто из продюсеров лично не ответил своими деньгами за тотальный провал фильмов в кинопрокате. Почему в России продюсеры продолжают зарабатывать на производстве фильмов, а не на их прокате?!»
Сергей Ишков.
Иллюстрация нейросети Кандинский