«Розовый мордобой» в «Розовом фонаре»

19 октября 1913 года в Москве произошло событие, вошедшее в историю как «розовое мордобитие». Случилось это в только что открывшемся в Мамоновском переулке литературно-артистическом кабаре «Розовый фонарь», разместившемся в Театре миниатюр.

Идея открытия литературно-артистического кабаре принадлежала художнице-авангардисту, графику Наталье Сергеевне Гончаровой, живописцу, одному из основоположников русского авангарда Михаилу Федоровичу Ларионову, художнику и писателю, авангардисту Илье Михайловичу Зданевичу и поэтам-футуристам, среди которых были Давид Бурлюк и Владимир Маяковский.

Гончарова и Ларионов участвовали в оформлении футуристического кабаре.

«Шайка буйнопомешанных», как окрестила футуристов массовая бульварная газета «Московский листок», назвала свое кабаре «Розовый фонарь» нарочно — это пародия на литературно-политический кружок «Зеленая лампа», существовавший в Петербурге в 1819 – 1820 годах. Одним из членов кружка «Зеленая лампа», встречи которого проходили в доме камер-юнкера, любителя театра Никиты Всеволожского на Екатерингофской набережной, был Александр Пушкин. Свое название общество получило из-за зеленого абажура лампы, висевшей в зале, где собирались участники литературного кружка. Но был и еще один смысл в этом наименовании: зеленый цвет считался цветом надежды, девизом кружка, каждый из членов которого имел кольцо с вырезанной лампой-светильником, были слова «свет и надежда».

Цель футуризма виделась в том, чтобы утверждать новое искусство, пробуждать его независимость от общества в художниках, восстанавливать право независимого искусства. Борьба за новые формы предполагалась только при полном отказе от «святыни искусства прошлого»; следование логике и эстетическому запросу общества расценивалось как «преступление». Путь, ведущий к «освобождению», предполагал эпатаж, кардинальную творческую новацию, разбивающую классическую норму художественного восприятия, привычную для зрителя.
Так, персональные выставки Натальи Гончаровой каждый раз становились событием, сенсацией и даже скандалом. После однодневной выставки 24 марта 1910 года в Обществе свободной эстетики в Москве ее привлекли к суду по обвинению в порнографии. Ее религиозные композиции удалялись полицией с вернисажей и запрещались цензурным комитетом Священного синода. В заметке «Братцы-эстеты» в газете «Голос Москвы» от 25 марта 1910 года по поводу выставки картин Н. С. Гончаровой говорилось следующее: картины «сплошного декадентского пошиба и настолько неприличные, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом», некоторые картины «превосходят всякую порнографию секретных карточек». К слову, автором заметки был Гиляровский.

Но вернемся к открытию футуристического кабаре «Розовый фонарь». Свидетелем этого события стал Лев Ольконицкий (будущий советский писатель Лев Никулин). Будучи 22-летним студентом Московского коммерческого института, он пришел в новое кабаре. Позже Лев Никулин вспоминал:

«Зал был узкий, тесный, весь заставленный столиками. «Настоящая публика», съехавшаяся в полночь, была уже сильно навеселе. Вдруг на месте конферансье появилась высокая неподвижная фигура; прошло несколько минут, и эта неподвижность и молчание человека на авансцене возбудили любопытство публики. Постепенно шум стих, и поэт гаркнул во всю мощь своего могучего голоса: «Нате!» (это было первое публичное прочтение стихотворения «Нате!». – С. И.). Это было загадочно. Все замерли.

«Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», —

негромко и презрительно начал Маяковский.

Господа за столиками оцепенели.

«Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош».

«Громадный, ширококостный, «вбивая шага сваи», выходил Владим Владимыч на эстраду чугунным монументом, – позже описывал другое выступление Маяковского Алексей Крученых. – Неподвижным взглядом исподлобья приказывал публике молчать. <…> Во время его выступления я прошел в задние ряды партера нарочно проверить, как он выглядит из публики. И вот зрелище: Маяковский в блестящей, как панцирь, золотисто-черной кофте с широкими черными вертикальными полосами, косая сажень в плечах, грозный и уверенный, был изваянием раздраженного гладиатора».

Дебют 20-летнего Владимира Маяковского в «Розовом фонаре» обернулся небывалым скандалом. «Московская газета», описывая случившееся, назвала статью «Розовым мордобитием». В ней говорилось:

«Публика пришла в ярость. Послышались оглушительные свистки, крики «Долой!». Маяковский был непоколебим, продолжая в указанном стиле. Наконец, решил, что его миссия закончена, и удалился».

Литературовед Александр Михайлов воспроизводит ход событий так:

«Празднично одетая публика заполняла зал, дамы демонстрировали свои наряды и дорогие украшения, стараясь быть непременно замеченными, все было чинно, благопристойно, хотя в атмосфере приготовлений все-таки чувствовалось что-то предгрозовое. Было уже за полночь, господа за столиками уже не слушали, что и кто говорил или пел на эстраде, все были заняты собой или друг другом и развлекались по-своему, в зале установился тягучий пьяноватый гул. И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек, с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, молодой человек долгим взглядом посмотрел в зал, выдержал паузу, заставившую умолкнуть этот гудящий улей, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас <…>. За столиками воцарилась тишина. Имя молодого человека, стоящего на подмостках, кое-кому из присутствующих знакомо по газетной хронике, кажется, с ним связаны какие-то скандалы то ли на выставках художников, то ли в литературных собраниях, он – футурист… Кажется, это один из тех молодчиков, что разгуливали в цилиндрах и с разрисованными лицами по Кузнецкому, по Тверской, сопровождаемые толпой любопытных, и под свист и улюлюканье выкрикивали свои стихи.
Резким движением руки он указывает в зал: «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей…» И головы присутствующих невольно поворачиваются туда, куда он указал. Но кивком головы, высверком глаз футурист показывает в другую сторону: «Вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей». И кто-то невольно сжимается под пронзительным взглядом молодого человека в желтой блузе, пряча под стол руку, уснащенную золотым браслетом и перстнями, кто-то непроизвольным жестом прикрывает ухо, оттянутое массивной серьгой с изумрудом…».

Публика, уютно устроившаяся за столиками, разморенная ужином и вином, пришедшая для того, чтобы развлечься и отдохнуть, была явно не готова к такому…

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

В зале зашикали. Кто-то принялся освистывать чтеца, но Маяковский не обратил на это ни малейшего внимания. Свистеть стали громче. Под вопли «Долой!» женщины буквально падали в обморок. Началась драка, гости били об пол графины с водкой и бутылки с вином, а поэт лишь подначивал: «Еще! Еще! Дайте насладиться идиотами!».

«Трудно описать скандал, который разразился в «Розовом фонаре», – вспоминал Лев Никулин. – Обиженная публика ринулась к дверям, кстати говоря, в гневе позабыв уплатить по счетам за выпитое и съеденное».

А вот описание тех событий от журналиста Ильи Шнейдера:

«Маяковский закончил. Публика взвыла. Потом в зал плюхнулось, как огромная жаба, только одно-единственное слово, брошенное Маяковским прямо в раскрасневшиеся, пьяные и злые лица, и тут рухнули с потолка все балки… По крайней мере, так показалось в первый момент, потому что все в зале взвилось, полетело, зазвенело, завизжало… Все кончилось. «Розовый фонарь» потух навсегда. Публика бросилась к вешалкам. А там уже шел скандал между еле стоявшим на ногах Бальмонтом, который держал в руке бутылку сельтерской, и молодыми футуристами. Бальмонт взмахнул бутылкой, какой-то парень с разрисованной щекой вырвал ее у него. Появилась полиция».

После скандала с открытием «Розового фонаря» последовал новый анонс:

«Вместо угасшего «Розового фонаря» в Москве нарождается чисто-футуристическое кабаре «Кабак тринадцати». <…> Здесь будут собираться все футуристы и после официальной части программы выступать с новыми произведениями. Предполагаются диспуты лучистов, Викторианцев, кубистов, крайне-правых футуров, эго-поэтов и «всечества». Доступ в кабаре — по рекомендации членов-учредителей, а для остальной публики ограничен десятирублевой входной платой».

Футуризм сам по себе был вывеска. Она обозначала, что все надоело, что мир подошел к рубежу, что прежнее искусство исчерпано и начались новые формы взаимодействия с публикой. Услаждать публику уже не требовалось — надо было ругаться.

Футуризм закончился вместе с войной, потому что на ее фоне футуристические скандалы уже были не нужны. Гибель футуризма зафиксировал тот же Маяковский в 1915 году в статье «Капля дегтя»:

«Когда запряженные цугом критики отвезли по грязной дороге, дороге печатного слова, гроб футуризма, недели трубили газеты: «Хо, хо, хо! так его! вези, вези! наконец-то!» (страшное волнение аудитории: «Как умер? футуризм умер? да что вы?»)

Да, умер.

Вот уже год вместо него, огнеслового, еле лавирующего между правдой, красотой и участком, на эстрадах аудиторий пресмыкаются скучнейшие когано-айхенвальдообразные старики. Год уже в аудиториях скучнейшая логика, доказывание каких-то воробьиных истин вместо веселого звона графинов по пустым головам.

Господа! да неужели вам не жалко этого взбалмошного, в рыжих вихрах детины, немного неумного, немного некультурного, но всегда, о! всегда смелого и горящего. Впрочем, как вам понять молодость? Молодые, которым мы дороги, еще не скоро вернутся с поля брани; вы же, оставшиеся здесь для спокойного занятия в газетах и прочих конторах; вы — или неспособные носить оружие рахитики или старые мешки, набитые морщинами и сединами, дело которых думать о наиболее безмятежном переходе в другой мир, а не о судьбах русского искусства.

А знаете, я и сам не очень-то жалею покойника, правда из других соображений.

Оживите в памяти первый гала-выход российского футуризма, ознаменованный такой звонкой «пощечиной общественному вкусу». Из этой лихой свалки особенно запомнились три удара под тремя криками нашего манифеста.

  1. Смять мороженницу всяческих канонов, делающую лед из вдохновения.
  2. Сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни.
  3. Сбросить старых великих с парохода современности.

Как видите, ни одного здания, ни одного благоустроенного угла, разрушение, анархизм. Над этим смеялись обыватели как над чудачеством сумасшедших, а это оказалось «дьявольской интуицией», воплощенной в бурном сегодня. Война, расширяя границы государств, и мозг заставляет врываться в границы вчера неведомого».

Футуризм был преддверием, началом того возмездия, символом которого стали война и впоследствии революция.

Сергей Ишков.

Фото с сайта russiainphoto.ru

Добавить комментарий