В мусоре нашли «Шапку Мономаха»

Что только не находят сортировщики бытовых отходов! Например, в марте бдительный работник комплекса по переработке отходов «Восток» Группы «Эколайн» заметил на ленте конвейера что-то блестящее. Этот сверкающий предмет окрестили «шапкой Мономаха» и отправили, разумеется, в музей «Культурный слой» в качестве почетного экспоната.

Понятное дело: никакой ценностью – ни ювелирной, ни исторической, ни сакральной – этот предмет не обладает. Да и на настоящую шапку Мономаха он похож разве что меховой темной опушкой снизу. Тулья обтянута блестящей тканью, на которую нашиты пластиковые стразы – синие, зеленые и красные, а также «жемчужины». Крест, который венчает настоящую шапку, отсутствует. По всей видимости, этот головной убор был создан для какого-то театрального, костюмированного действа. Может быть, его купили или смастерили для «кабинетки» – ролевой игры на историческую тематику. Словом, это была разовая вещь для разового мероприятия и она стала не нужна.Настоящая шапка Мономаха по-прежнему хранится в Оружейной палате Кремля. Пользуясь случаем, расскажем, что ее происхождение вызывает много споров. Например, есть сторонники монгольской версии, которая утверждает, что шапка вообще женская и принадлежала якобы сестре хана Узбека – Кончаке. Она была крещена и выдана замуж за князя Юрия Даниловича, шапку принесла в качестве приданого. Князя убили, княгиню отравили, а шапку получил в наследство Иван Калита.

Сторонники этой версии мало того, что автоматически переносят на Орду европейские обычаи, так еще и не учитывают разницу в мышлении людей XIII и XIX веков. Женского приданого у монголов не было, наоборот: мужчина давал за невесту богатый выкуп. Монголы никогда не давали русским князьям богатые подарки, дело обстояло прямо противоположным образом. Если шапка была сакральным символом, то восточные традиции запрещают передачу подобных вещей в чужой род. Если же шапка была женской, то христианская традиция категорически запрещала ношение одежды иного пола: считалось, что таким образом мужчина превращается в женщину, а женщина – в мужчину, и это дьявольские козни. Собственно, именно за это и сожгли Жанну д’Арк. Вплоть до XX века мужчина, надевающий женские вещи или женщина, надевающая мужские – нонсенс, безумец, колдун, еретик. Аргумент «князь не знал, что тюбетейка женская» не проходит: русские князья со времен Хазарского каганата ездили в степь как с войной, так и с миром, вступали в брак с печенежками, половчанками, тюркскими и монгольскими красавицами и прекрасно знали, кто что носит.

Вторая версия – византийская – гласит, что шапка была передана в дар князю Владимиру византийским императором Константином Мономахом. Мономахи – знатный византийский род, и фамилия эта, означающая «единоборец», то и дело мелькает в исторических документах. Константин был единственным представителем этого рода на императорском престоле. У него была родственница (история не сохранила ее имя), которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославовича. В 1053 году она родила сына – Владимира Мономаха. Владимир был последовательно князем ростовским, смоленским, черниговским, переяславским и, наконец, великим князем киевским. Считается, что на княжение Константин Мономах преподнес ему богатые дары, в том числе царский венец.

Эта версия тоже слабовата, ибо Константин Мономах к тому времени уже полвека как умер. Ну а традиция называть шапку «мономаховой» появилась не раньше XVI века, во время правления князя Василия III. Скорее всего ему потребовалось подчеркнуть свои права на престол и создать византийскую традицию.

Современные исследования убедительно доказывают: шапка была сконструирована из разных элементов, причем ее внешний вид на протяжении веков постоянно менялся. Самый древний головной убор, скорее всего, не имел меховой опушки. Вместо нее был еще один ряд изогнутых золотых пластин, которые плотно охватывали голову. В целом она была похожа на византийскую митру.

Есть предположение, что шапку собрали из пластин как минимум двух шлемов, принадлежавших сыновьям Ивана Красного – Дмитрию Донскому и княжичу Ивану. Шлемы хранились в разобранном виде, и мастера совместили их, не очень заботясь ни о совпадении узоров, ни о качестве стыков.

В XV веке шапка получила меховую соболью опушку. Через некоторое время вместо открытого верха появилось навершие в виде полусферы, к которому стал крепиться крест.

Чуть позже шапка была переделана, причем довольно грубо. В ней просверлили ряд отверстий, пластины соединили проволокой через край, а мех подняли так, что он скрыл часть золотого узора. Убрали нижний ряд золотых пластин, из-за чего шапка стала слишком широкой. Прямоугольные касты – оправы для украшений – были вставлены в круглые гнезда. Также известно, что еще в конце XVII века закладки и крючки внутренней части были серебряными, но уже в описях XIX века говорится о медных винтах.

Несмотря на эти грубые переделки, шапка Мономаха остается важным государственным символом России. На протяжении веков было создано много подражаний ей – шапка Астраханская, Сибирская, Казанская. Царевичу Ивану V Алексеевичу досталась оригинальная шапка Мономаха, да еще и по ее образцу сделали Алмазную шапку. А его брату, Петру I, спешно изготовили шапку Мономаха Второго наряда – для не очень торжественных случаев.

Иван V стал последним русским царем, которого короновали этой шапкой.

Яна Маевская, по материалам «Мой Мой Москва».

Фото Группы «Эколайн»

Добавить комментарий