Выставка в Новой Третьяковке: Русский монастырь на границе с небом…

18 июня в Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов».

Во многих городах и странах есть характерная архитектурная особенность, узнаваемый стиль. В России одна из таких специфик – это монастыри, которые еще на заре появления многих русских поселений становились центрами градостроения, цивилизации, влияли на мировоззрение людей, которые жили поблизости или селились рядом.

Для создателей – это важный духовный проект и вклад в здоровый консерватизм, смысл которого заключается в бережном отношении к своим корням.

Авторами выступают режиссер Эдуард Бояков и фотохудожник Михаил Розанов, исследующие феномен русского монастыря.

Десять действующих православных монастырей на территории России предстают на выставке в строгой последовательности, отвечающей авторскому замыслу, связанному как с изобразительным рядом, так и с поиском вербальной формулы русского монастырства.

Для каждого монастыря определено понятие, отражающее уникальность его функции. 10 ключевых слов – как 10 фундаментов, на которых зиждется обитель. Литературное исследование монастыря, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования обители складываются в целостный вербальный образ, неотделимо от изображения.

– Русский монастырь – не только и не столько памятник или артефакт, – говорит Эдуард Бояков. – Это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей – отсюда подзаголовок: «Русский монастырь на границе с небом». Граница здесь – ключевое слово. Монохромность отражает этот смысл. Слова, определяющие суть обители – не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый – что монах, что мирянин. Каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига. Эти десять монастырей и слов – словно десять психологических типов, десять духовно-геополитических заповедей.

– Эдуард Бояков предложил выявить разные векторы развития монастыря, – рассказывает соавтор выставки Михаил Розанов, – и я искал эти векторы через архитектуру и природу. Почти год мы ездили, выбирая для каждого объекта время года. Поэтому какие-то обители запечатлены нами зимой, какие-то летом. Но это не отражается в цвете. Цвет я не люблю – он отвлекает от главной мысли. Все снимки выполнены в монохроме. Важным принципом было снимать монастыри без людей. Это специальная концепция. Наша задача была запечатлеть вечность.

Каждый монастырь на выставке предъявлен девятью изображениями: один панорамный вид, далее – отдельные части фасада, вписанные в природный ландшафт. Линии, архитектурные детали, графика стеновых конструкций рифмуются с графикой горизонта, парящими облаками, незримым, но ощутимым движением воздуха.

Последовательность изображений и текстов строго выверена. Равно как не случаен маршрут выставки – это не рандомная череда монастырей, это движение от свойства к свойству. И потому малоизвестные обители тут соседствуют с «мировыми звездами» – такова композиционная идея: монастыри открывают зрителям свои тайны в определенном порядке.

Елена Булова.

Фото предоставлены организаторами выставки

Добавить комментарий