Сразу после презентации фильма «Федя. Народный футболист» беседуем с бывшим пресс-атташе сборной России по футболу, футбольным комментатором, журналистом, телеведущим и сценаристом картины Ильёй Казаковым не только о фильме, но и об игре миллионов.
– В рамках ПМЭФ (Петербургский международный экономический форум) 5 июня на стенде Российского футбольного союза компания «Сделано в «Дело» провела презентацию фильма «Федя. Народный футболист», посвященного легенде советского спорта Фёдору Черенкову. Как все прошло?
– Скажу так, жизнь в этот момент замерла. Люди, шедшие мимо стенда РФС, где проходило мероприятие, останавливались. Смотрели на экран, слушали выступавших, подходили потом к ним за фотографией или автографом. До премьеры осталось пять месяцев, время начинает ускоряться и фильм вместе с главным героем постепенно входят в информационное пространство.
– Как и у кого возникла сама идея снять фильм о поистине народном футболисте?
– Автор идеи – Сергей Николаевич Шишкарев, он же генеральный продюсер фильма, он же основной инвестор. Сергей Николаевич успешный бизнесмен, топ-менеджер, возглавляющий федерацию гандбола России и очень творческий человек. Черенков его самый любимый футболист, и фильм – это не только здоровая амбиция снять большую спортивную драму, которая будет успешным проектом, но и бесконечное уважение к человеку, который был символом целого поколения как Высоцкий или Гагарин.
– Вы в картине выступаете в двух ипостасях: продюсера и сценариста. Если можно, сначала о первой – в чем она заключается?
– Генеральный продюсер фильма Сергей Шишкарев, я тоже занят продюсированием ленты. Собрать группу, решить организационные вопросы, утвердить бюджет, вести переговоры с партнерами – это если кратко. К фильму изначально был высокий интерес, две фамилии Черенков и Шишкарев сами по себе гарантируют это. Оставалось правильно собрать конструкцию и помочь, чтобы она была максимально эффективной.
– Сколько вы работали над сценарием фильма и какие материалы использовали?
– Сценарий мы написали за несколько месяцев вместе с Николаем Акелькиным, который долгое время был одним из руководителей ПФЛ, а несколько лет назад ушел учиться киномастерству. Сначала как сценарист, потом как режиссер. Можно поэтому сказать, что подготовка к фильму шла у нас не один десяток лет.
– Был ли кастинг на главную роль, если возможно – кратко об этом и кто в итоге «рассказывает» историю Фёдора Черенкова на экране?
– Конечно. С главным героем мы в итоге определились, когда времени до съемок оставалось совсем немного. Пробовали многих, и совсем юных актеров и тех, кто уже реализовался в профессии. Мы искали не звезду, а человека, который создает достоверный образ Черенкова – удивительно тонкого, чуткого, талантливого и одновременно сомневающегося в себе футболиста. Стас Румянцев в итоге сыграл Фёдора так, что дочь Черенкова Настя говорит, что она видит в нем папу.
– Как и где проходили съемки?
– Несколько сцен были сняты в Москве – ВДНХ, МГУ, а основной процесс шел в Беларуси. Было много городов, много стадионов. Абсолютно достоверно удалось воссоздать Лужники, театр на Таганке, знаменитые базы в Тарасовке и Новогорске. А главное – полностью соответствовать той эпохе. Все те, кто видел режиссерский монтаж фильма, говорят, что там нет актеров, там те самые люди, о которых идет речь, и та самая эпоха. Это в том числе комплимент художникам, кто трудился на картине – звездам профессии Екатерине Дыминской и Сергею Тырину.
– Извините, колючий вопрос: не получится ли так, как практически со всеми фильмами на спортивную тему последних лет – очень много претензий, вопросов и критики?
– Это совершенно иной фильм по драматургии. Герой борется не с иностранными соперниками. Черенкову надо победить обстоятельства жизни. А что касается непосредственно футбола – опять же, все, кто видел монтажную версию, будь то люди из этого мира или маститые кинематографисты, говорят об одном и том же – футбол снят очень хорошо. Я абсолютно уверен, что настолько масштабно и достоверно футбол не был еще показан ни в российском кино, ни в мировом.
– Перейдем к закончившемуся чемпионату РПЛ. Три команды до последнего тура боролись за чемпионство – как вам такой расклад?
– Это прекрасно. Мы были поглощены интригой до последних секунд чемпионата. Это касается и зоны вылета.
– Чего не хватило «Динамо» и «Краснодару», чтобы завоевать золото?
– Возможно, веры в себя и опыта побед. У «Динамо» не было игроков, кто становился чемпионом. «Краснодар» пережил смену тренера и всего, что связано с этим. «Зенит» выиграл на классе и опыте.
– Гегемония «Зенита», который провел неоднозначный сезон – это ли не показатель слабости турнира, шесть лет подряд золото забирает Семак и его дружина?
– В Германии «Бавария» до недавнего триумфа «Байера» тоже была много лет вне конкуренции. Это ведь не говорит о слабости чемпионата.
– Fan ID, который есть в РПЛ, но нет в Кубке России – где логика: играют одни и те же команды, по одним и тем же правилам и даже на одних и тех же стадионах?
– В стоимости оборудования, например. Того, что осуществляет проход зрителей на стадион с помощью электронного контроля. Если не ошибаюсь, стоимость с установкой – около 20 млн рублей. Может выше, не помню. Для клуба РПЛ – небольшая сумма. Но в кубке играет вся страна.
– Новая система розыгрыша Кубка: «Балтика» проиграла на пути к суперфиналу четыре матча – нарушен вековой принцип Кубка «проиграл-вылетел». Где справедливость?
– Справедливость – в соответствии регламенту. Клубы его одобрили, стало быть, все по закону. Несправедлива, скорее, модель распределения денег: когда тот же «Акрон», год назад пошумевший в Кубке, получил небольшие призовые, поскольку играл в ФНЛ.
– Отсутствие еврокубков и игр сборной (отборы к ЧЕ и ЧМ) – не пора ли возвращать систему «весна-осень», а то летом отдыхаем, а в декабре играем?
– Совершенно согласен. Особенно если учесть, что многие клубы – бюджетные и финансирование идет в масштабах года, а не сезона.
– Ваше мнение по расширению лиги до 18 клубов – нужно или нет?
– Думаю, да. В ФНЛ хватает клубов с амбициями и возможностями.
– Ноунеймы в качестве тренеров, например Абаскаль, при неработающих в РПЛ Черчесове, Сёмине, Романцеве, Бышовце, Слуцком – не порочная ли это практика, с вашей точки зрения?
– Здесь все идет от видения ситуации акционерами. Давно уже нет правила, что тренером может стать только бывший игрок.
– Как пришли на спортивное телевидение, у вас за плечами несколько каналов, масса проектов и огромное количество репортажей со всех значимых событий?
– Это очень давняя и известная история. Запускался «НТВ-Плюс», объявили конкурс комментаторов. Пошел, прошел, пришел и остался в профессии.
– Что такое «Футбольный клуб» и кто для вас лично Василий Уткин?
– Программа и человек, сформировавшие мой взгляд на профессию, если кратко. Когда-то фактически мой дом.
– Вы десять лет работали пресс-атташе сборной России по футболу – это вершина вашей карьеры или толчок ко всем остальным проектами и работам?
– Наверное, это везение. Посмотреть на главную команду изнутри, пройти с ней главные турниры, пережить радости и неудачи. И иметь возможность учиться в очном общении у людей, определивших развитие футбола. Как минимум, в России.
– Ваша книга «Настоящая сборная, или Феномен Хиддинка» – это проба пера, отчет о проделанной работе или назидание потомкам?
– Прежде всего, желание рассказать о том чуде, которое сотворила команда и тренер. О принципах и взаимоотношениях. О том счастливом лете.
– Авторская программа «Foot’больные люди» и одноименная книга – что это и для кого?
– Это мой рассказ о главных лицах футбола как о людях. Кто они вне футбольного поля.
– Если возможно, ваш прогноз на сезон 2024/2025: «Зенит» станет семикратным подряд или найдется команда и тренер, которые смогут сместить Семака и «латиноамериканский» питерский клуб с пьедестала?
– Давайте пройдем это лето. Поймем, кто кого купит, кто с кем расстанется. «Спартак», «Динамо», «Торпедо» свои столетия провели с точки зрения результата ниже ожиданий. Но то, что «Зенит» сделает все для очередного титула – сомнений нет.
Владимир Сабадаш.
Фото из личного архива Ильи Казакова