Кино по выходным. Очень культурная комедия: коллизии трех культур, и все русские

Реклама Пермского края: никого не будет в доме, кроме сумерек. Один…

кино, лента, бабина, Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

«Мамочки! – твою мать! – Вы что думаете, вы машину такую быструю купили, можете на ней летать с любой скоростью?! – Так, гражданочка, я понимаю, эмоции и все дела. Давайте подумаем, какой суммой я могу загладить вину. – Господи! Я думала, такие динозавры уже вымерли в Пермский период. – В смысле? – Вы что думаете, все можно купить? – Ну жизнь не купишь, но лечение, восстановление в лучших клиниках Европы… Твою мать! Манекен что ли? Манекен!» – кто бы знал, нечаянный диалог на обочине в завязке романтического знакомства приведет к развитию большого нежного чувства героев фильма «Культурная комедия».

Режиссер Владимир Котт. Сценарист Данил Троценко. Автор идеи Ямур Гильмутдинов. 95 мин. Для съемок использованы Пермский государственный институт культуры, парк имени Чехова, знаменитый Пермский театр оперы и балета. Фильм «Культурная комедия» сделан с серьезным замахом, просто и незатейливо, с заметным количеством ляпов и опечаток.

За названием тоже далеко не ходили. Взяли первое, что само на ум пришло. Получилось удачно.

Жанровая разновидность «Культурной комедии» – не самая распространенная. Тут естественно присутствуют пародийные элементы, но главное в том, что центральный персонаж куда-то стремится и его туда не пускают, погружая вместе с его представлениями о правильной жизни в нелепые ситуации с комическим эффектом. В таком ракурсе «Культурная комедия» похожа на классическую комедию «Карнавальная ночь» Рязанова.

Фабула фильма вполне серьезная, она отражает взаимную войну культур – русской академической, современной российской изустной речевой на основе жаргонизмов и англосаксонской лингвистической агрессии.

Носителями трех антагонистических вариантов являются соответственно: преподаватель пермского института культуры Марина Николаевна (Яна Гладких), помешанная на образе коми-пермячки, воплотившей свои мечты в манекене и немножко в собственном облике; заместитель пермского мэра Виктор Летаев (Алексей Чадов) с характерным лексическим богатством городского прораба; амбициозная дочь пермского губернатора, срочно вызванная на подъем краевой культуры из Британии (Александра Велескевич).

По замыслу Марины Николаевны, коми-пермячка, наше культурное наследие, будет стоять на обочине дороги. А дорога – это символ. Виктор Летаев – человек сугубо приземленный, с детдомовским прошлым. Поле его неуемной активности – ремонт и стройка. В столице Пермского края его знают не по должности, а по делам.

Авансированная благодарность артистов балета в адрес экранного чиновника служит напоминанием, что здание театра старой постройки с самой маленькой сценой не соответствует нынешним запросам общества.

Поворот с краевого уровня на культуру застал главного городского прораба врасплох, как зима коммунальщика. Беда прилетела в образе дочки губернатора. Заискивая перед не в меру строгой женщиной, он по наводке ректора находит искусствоведа Марию Николаевну. Оказалось, у них уже была неформальная встреча на обочине.

Виктор бегает буквально по пятам за Мариной Николаевной, попадает к ней на занятия и готов сесть перед ней на скамью студента. «Мне нужны занятия по культуре. Чисто азы: литература то, театр сё», – просит Виктор Летаев Марину Николаевну. Но она непреклонна: «Это вообще нереально. Искусство – это про чувства, про боль, про эмпатию».

«Про чё?»

Он провожает ее до дверей квартиры и спотыкается о штырь в ступеньке. Тут же появляется бригада ремонтников. Чувство власти, даже самой мелкой, круто меняет характер женщины. В таком состоянии на ее пути лучше не попадаться. А тут сам пришел, и куда деваться. Как и положено научно-образовательной даме непреклонного возраста, Марина недовольна абсолютно всем по определению, что делается по ее хотению, прорабскому велению. Исчезнувший штырь, оказывается, был клеем для объединения соседей, им было что обсудить.

Общением с алкоголиком Белозеровым (Юрий Стоянов) в распивочной компании на детской площадке возмущен сам Летаев. «Георгий Палыч, напиши мне стих. Сто тысяч. – Деньги – это инструмент дьявола… А я не боюсь».

Но даже с инструментом дьявола не получается ничего нового. Дав Виктору поручение, Марина осуждает его за то, что он не понимает ранимую душу поэта и тот не может новый стих сочинить.

В процессе гонки за культурой чиновник запутывается меж трех женщин – ласковой и глупой красотки-сожительницы (Маргарита Аброськина), непомерно умной искусствоведом и чиновницей выше него рангом.

Заискивая перед дочкой губернатора, городской прораб ворчит за пределами слышимости: по-русски бы говорить научилась. И действительно, англицизмов в речи очень культурной женщины – половина объема ее публичной речи. В остальной половине сверкают перлы обсценной лексики и грубых просторечий. Сам прораб мог бы поучиться так излагать нехитрые мысли.

После неудачи с пропитым талантом Белозерова Марина отправляет Виктора в дом-музей Чехова читать классическую пьесу «Три сестры» и погружаться, так сказать, в атмосферу искусства. Виктор пошел своим путем, покороче.

Вернувшись, Марина застает его в компании сотрудниц бюджетной сферы в роли трех сестер. Он им еще и баню обещал, но в реализации скорости исполнения желаний не хватило.

«Я все понял!.. Искусство помогает обманывать людей и заставлять их чувствовать то, что тебе нужно, и делать выбор. А как же! Сейчас вернем должность».

Перелом в судьбе Виктора наступает после креативной выставки из мусора. Идея, мягко говоря, не нова, и экспонаты тоже. В процессе представления экспонаты творчески меняют предназначение. С опутанного колючей проволокой холодильника исчезает надпись «Хватит жрать», он становится символом борьбы с глобальным потеплением.

Раскрашенный в цвета радуги зонтик – не поддержка «этих», потому что у нас в России радуга – это радуга!

«Все слышали? Радуга – это радуга!»

В итоге совершенного рывка Виктор Летаев волшебным образом переносится из кресла заместителя мэра на должность краевого министра культуры. Дочка мэра оказывается у него в подчинении.

А вот Марина успела уволиться из Института культуры и отправляется искать истоки образа коми-пермячки.

Виктор ищет Марину на вертолете и на удивление быстро находит на берегу реки. Кроме самой Марины в образе отшельницы с ухоженными ногтями и чучела в полный женский рост ничего подобного там нет. Ветер от вертолета сдувает чучело в Каму.

Весь фильм рефреном звучит любимое стихотворение Пастернака «Никого не будет в доме…»

В аннотации к фильму прямым текстом отражены далеко идущие планы авторов идеи: «Пермский чиновник Виктор Летаев с суровым детдомовским прошлым курирует дорожное строительство и привык всегда добиваться своего. Он знает и любит свое дело, но не интересуется ничем другим. Его кредо: «Я колол дрова, мне было не до этих ваших Чеховых с Пастернаками, потому что дрова нужны всем, а искусством дом не согреешь». Но циничное мировоззрение меняется, когда новым вектором развития региона становятся культура и искусство. Теперь, чтобы усидеть в кресле чиновника, ему предстоит изучить культурное наследие Пермского края».

То же можно сказать и о России в целом. Пермский край, северная страна промышленников и горнопроходцев, сегодня остается одним из очагов русского мира.

По итогам работы над фильмом «Культурная комедия» режиссер Владимир Котт в интервью «Российской газете» отметил расхождение воспоминаний с современным восприятием: «Вот это ощущение, что когда выключается свет, начинается какая-то другая жизнь – мне хочется сохранить в своем кино. Советский кинематограф был гуманным. Потом началось разрушение гуманизма, началась чернуха и так далее».

Далее Владимир Котт представил свой рецепт жизни через творчество: «В наше турбулентное время лучше всего погрузиться с головой в работу, чтобы не оставалось времени на тревоги. А потом, знаете, я интроверт, и мне, наконец, удалось собрать свою команду, которая переходит со мной из проекта в проект. У меня никогда этого прежде не было»

Актер Алексей Чадов в интервью «КП-Казань» отметил, что роль в «Культурной комедии» для него по-своему стала особенной: «Я никогда не играл чиновников. В принципе, меня никогда и не рассматривали в качестве чиновника, никогда не давали такой должности – видимо, повысили. Это роль была немножко на преодоление себя. И второй момент, что мне с годами наоборот нравится все больше и больше тяготеть к культуре, в себе что-то открывать, учиться, а этому дядьке, которого я играю, совершенно эта культура ехала-болела-переболела. В этом смысле мы две разные планеты».

Исполнительница роли дочери губернатора Александра Велескевич по информации «7 дней.ru» объяснила: «Я играю дочку губернатора со всеми вытекающими последствиями. Моя героиня – серьезная барышня, получившая образование за границей, возвращается на родину, в другой мир. Она олицетворяет то, над чем я немножко посмеиваюсь, – безумное и бездумное увлечение всем ультрасовременным, модным, на заграничный манер. Когда я прочитала этот замечательный сценарий, подумала: «Ну наконец-то оторвусь по полной! Сейчас-то мы и покажем, что по этому поводу думаем!» Как мне кажется, «Культурная комедия» – это то, что нам всем сейчас нужно, и здорово, что такой фильм у нас теперь есть».

Фильм «Культурная комедия» ненавязчиво представляет краткий путеводитель по культурному пространству Пермского края.

Возбужденное после просмотра любопытство заставило покопаться и обнаружилось следующее.

Владимир Гладышев в заметке «Чехов А. П.: Пермь – город трёх сестёр» описал путешествия Чехова на Прикамье. Чехов сам писал о пьесе «Три сестры» (в письме А. М. Горькому, 16 октября 1900 г.): «Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми…»

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев в заметке «Любовь пространства» сообщил следующее. «В 1916 году молодой Борис Пастернак приехал на Урал, в Пермскую губернию, где прожил полгода в местечке Всеволодо-Вильва, в семье управляющего железоделательного завода, химика Збарского. Для поэта это путешествие стало решающим шагом жизни, здесь Пастернак решился до конца дней жить только творчеством. Тут был написан «Марбург», первое фирменное произведение поэта»…

Подробное описание «Пермский период Бориса Пастернака» представлено на сайте Лукойла «Пермская нефть».

Согласно «Википедии», Пермский театр оперы и балета (полное название – Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского) – один из старейших музыкальных театров в России, инициатор Дягилевского фестиваля и Конкурса артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой.

История театра отсчитывается после пожара 1842 года, когда выступления первых антрепризных театров проводились в соляном складе Строгановых на берегу Камы, как наиболее подходящем на тот момент здании. Труппа П. А. Соколова открыла там свой первый уральский сезон в октябре 1843 года. В результате успеха гастролирующих театров возникла потребность в постройке постоянного здания для выступлений таких театров. Специальное деревянное здание театра было построено в 1846 году рядом с гауптвахтой (позднее на месте гауптвахты – Мариинская женская гимназия), по Обвинскому переулку (улица 25 Октября). 20 сентября 1846 года в этом здании труппа П. А. Соколова открыла сезон комедией «Полубарские затеи» А. А. Шаховского с хорами и комическими балетами.

Пермский государственный институт культуры основан 26 марта 1975 года как Пермский институт культуры для подготовки библиотечных и клубных работников для Кировской и Пермской областей, а также Удмуртской АССР и Коми АССР.

Если Пермский театр по современным понятиям древний, то Пермский Институт культуры – как огурчик зелененький и в пупырышках, с признаками иноязычной пубертации. Можно надеяться, фильм «Культурная комедия» создал институту необходимую рекламу и повлияет на его эволюцию позитивно.

Оценки режиссера и актеров представляют триединую картину целостности будущего русского мира.

Так бывает в русской культуре, авторы фильма «Культурная комедия» сделали намного больше, чем их просили или они намеревались. Диагностический признак настоящего автора – прыжок над головой в неизведанное ни им самим, ни окружающими его современниками. Так строится будущее.

Наталья Вакурова, Лев Московкин.

Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

кино, лента, бабина, Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Добавить комментарий