Режиссер Сергей Паньков поставил в театре дворца Юсуповых на Мойке «Мистерии» по пьесе Владимира Хаунина, художник-постановщик Татьяна Артамонова.
Само по себе место действия сакральное, притягательное, завораживающее… Спектакль идет и во дворце, и в домашнем театре Юсуповых, и во флигеле. «История старорусского семейства в типичной для него обстановке восточной дикости и роскоши. Начинается она у татар в Золотой Орде, продолжается в императорском дворе в Санкт-Петербурге и оканчивается в изгнании» — так начинаются мемуары князя Феликса Феликсовича Юсупова.
Братья Юсуповы, красивые, загадочные, элегантные, в «силуэтах, раскрывающих образ», встречают зрителей приветствием уже во дворе: «Как добрались?» Приглашают: «Встретимся на балу…»
Авторы спектакля предлагают необычное решение — театр-променад, зрители делятся на группы, каждая увидит одну из версий истории аристократического рода, рассказанную в эпизодах от лица членов семьи Юсуповых.
Романы и дуэли, семейные тайны и родовые проклятия, балы и спиритические сеансы… Иммерсивный спектакль знакомит с героями и их судьбами, позволяет заглянуть в их души. Зрителям расскажут бальные правила и даже помогут разучить несколько танцевальных фигур. А также мы побываем на званом ужине и домашнем спектакле, узнаем тонкости дуэльного кодекса и особенности отношений со слугами.
Владимир Хаунин, драматург, автор пьесы:
«Родовой девиз Юсуповых – «Всегда и вопреки всему» – словно определял магическую легкость, с которой они шли по жизни и покоряли мир. Они воспринимали жизнь как приключение. Так же мы попытались построить и спектакль. Это опыт игры с пространствами флигеля и дворца – и одновременно с пространством культуры и истории, легенд и мифов».
Сергей Паньков, режиссер:
«Я работал с молодыми актерами. Конечно, нравы и обычаи вековой давности от них далеки: люди совершенно иначе держались в обществе, и неверный поворот головы, повышение тона обсуждалось и порицалось. Музей Юсуповых помогал нам консультациями, научный консультант Наталья Зайцева рассказывала о философии Декарта и его теории страстей души: «Быть аристократом – это постоянный внутренний процесс». Ей, как историку, было важно не просто донести до актеров все о персонажах, но и обучить их «языку тела», языку невербальных коммуникаций прошлого. Актеры с энтузиазмом занимались тренингами, изучали этикет.
В спектакле, как и в истории рода Юсуповых, переплетаются реальные события и мистика, ирония и драма. Разные версии «Мистерий» знакомят зрителей с представителями разных поколений семьи, посвящают в тонкости аристократического быта, окружают флёром ушедших эпох.
Зрителям представили необычный исторический спектакль, позволивший побывать внутри повествования, заглянуть в ушедшее. Мир русского дворянства с его культурой, театрализацией жизни, ценностями и философией ушел, но не потерян безвозвратно. Театр – единственное место, где можно вернуться в то прекрасное прошлое. Интерьеры дворца, несомненно, обязывают, и, думается, спектакль будет еще дорабатываться, углубляться, станет точнее и подлиннее. Весь событийный ряд для этого есть.
Галина СНОПОВА.
Фото пресс-службы театра