Режиссер Арина Бессергенева на днях порадовала зрителей «Театра на Покровке» спектаклем «Сказка о царе Салтане».
За историю о царе Салтане и сыне его славном богатыре князе Гвидоне режиссеры в последние десятилетия берутся «на театре» крайне неохотно. Видимо, потому, что очень сложно привнести что-то новое в хорошо известный пушкинский текст. А театр, как известно, должен удивлять.
Но Арина Бессергенева сумела найти в хрестоматийном произведении новый акцент, рассказав залу вполне современную историю, в которой сын всячески пытается доказать папе, что он чего-то в этой жизни стоит. Гвидон тратит на это мероприятие уйму сил и времени и в конце концов понимает, что ларчик открывался просто: дело вовсе не в батюшке, а в нем самом.
Такова в двух словах идея постановки. А теперь – о форме, которая в бессергеневском спектакле отчаянно вздыбилась, как хорошая цирковая лошадь. Цирк тут пришелся к слову не случайно: режиссер вместе со сценографом Виктором Шилькротом и художником по костюмам Юлией Волковой поместила действие в пространство площадного шапито – такой вот изящный постановочный ход.
Это обстоятельство позволило довести некоторые сцены до веселого абсурда: количеству постановочных находок в «Сказке о царе Салтане» можно только позавидовать.
Ну, например, каждому понятно, что Царевна-Лебедь должна двигаться на сцене иначе, чем прочие персонажи: она ведь подплывает к Гвидону по морской глади. Режиссер придумала поставить пушкинскую героиню на светящиеся ролики, которыми актриса Арина Селезнева, исполняющая роль Лебедя, владеет виртуозно. С огромной выдумкой решен и эпизод битвы над морем Лебедя и Коршуна (роль Коршуна по очереди играют Софья Игрушкина и Гурам Квициния). Эта сцена напоминает замедленные кадры боя из какого-нибудь популярного восточного кинобоевика.
Взрывом восторга встречают зрители появление на сцене заморских гостей. Талантливое актерское трио в составе Алексея Терехова, Андрея Сумцова и Григория Мосоянца «выгребает» на сцену сначала в образе французских моряков под мелодии песен Шарля Азнавура. Пушкинский текст забавно чередуется с французскими словечками типа ля мур, тужур, рокфор.
Затем троица является в одеждах китайских купцов времен династии Цин, с характерными коническими шляпами на головах и современными «челночными» клетчатыми сумками в руках.
Наконец, в третий раз артисты изображают русских коробейников с гармошкой, балалайкой и гигантским ярмарочным медведем, выезжающим к зрителям на трехколесном велосипеде.
Князь Гвидон – фигура тоже весьма любопытная. «Юноша бледный со взором горящим», Гвидон, в исполнении Павла Василькова, мается, мечется, жалуется – терпению Царевны-Лебедь можно только позавидовать! При этом шикарною девичью косу и волнующие формы Царевны Гвидон в упор не замечает, все время устремляясь мыслью в туманную даль. Поэтому женская половина зала даже испытывает некое удовлетворение, когда раздосадованная Царевна превращает Гвидона сначала в тщедушно вертлявого Комара, потом в назойливую Муху и, наконец, в импозантного Шмеля. Все три образа артист Павел Васильков отыгрывает лихо, наделяя своих крылатых персонажей чертами шпионов из американских боевиков. Немного брутальности, капелька юмора, щепотка хамства – и вуаля, супергерой смело вступает в схватку с Ткачихой (Мария Волкова) и Поварихой (Алиса Шиханова). Кстати, Ткачиха и Повариха – бабы не промах. Они ловко носят и платья простых русских женщин из народной глубинки, и стильные костюмы укротительниц тигров. В роли тигра в данном случае выступает Царь Салтан.
Сергей Ищенко в роли Салтана умудряется в очередной раз продемонстрировать вершины театрального мастерства, мы видим его героя очень и очень разным – счастливым, мудрым, подавленным, трепетным, ошарашенным…
Под стать ему и Царица (Анна Серпенева). Глядя на нее – озорную, женственную, своенравную, – понимаешь, почему сердце Гвидона выбрало Царевну-Лебедь. Невестка-то от свекрови недалеко ушла, в своем поведении они похожи, как две капли воды.
Ну и, конечно, отдельной «песней» в этой постановке становится явление тридцати трех богатырей с дядькой Черномором во главе. Морское обмундирование Черномора (Александр Сухинин) предательски напоминает представление советского человека о том, как именно должен выглядеть Морской Царь на традиционном дне Нептуна. Художница по костюмам Юлия Волкова тут превзошла саму себя, юмору ее нет предела.
Что касается богатырей, то режиссер не стала выводить на сцену весь театр, а прибегла к услугам все той же великолепной троицы – Алексея Терехова, Андрея Сумцова и Григория Мосоянца. Артисты по очереди выскакивают на сцену под разными номерами в «чешуе, как жар горя», принимая эффектные позы. Ну полный цирк!
Многочисленные увлекательные клоунские номера несут зрителя по волнам пушкинской фантазии не позволяя забыть, что мы находимся в балагане: а значит – да здравствует юмор, да здравствует смех! И тут самое время вспомнить мудрость: «Мир уцелел, потому что смеялся».
Елена Булова.
Фото автора