«Преступные заблуждения», или Как воспитать народ

30 сентября 1826 года шеф жандармов генерал-адъютант Александр Бенкендорф обратился к Александру Пушкину, только что возвращенному из ссылки, с письмом, в котором по прямому поручению Николая I попросил поэта составить «записку» о народном воспитании.

Станислав Вихарев. Александр Пушкин на набережной Невы (фрагмент)

«Его величество совершенно остается уверенным, что Вы употребите отличные способности Ваши на передание потомству славы нашего Отечества, придав вместе бессмертию имя Ваше, – писал Бенкендорф. – В сей уверенности его императорскому величеству благоугодно, чтобы Вы занялись предметом о воспитании юношества. Вам предоставляется совершенная и полная свобода, когда и как представить Ваши мысли и соображения. И предмет сей должен представить Вам тем обширнейший круг, что на опыте видели совершенно все пагубные последствия ложной системы воспитания».

В последних словах заключалось недвусмысленное и угрожающее напоминание поэту не только о его ссылке 1820 года, но прежде всего о связях с декабристами и о значении для них его вольнолюбивых стихов.

Таким образом, поручение имело характер политического экзамена, причем Пушкину было указано, в каком направлении требовалась «записка»: надо было осудить существующую систему воспитания (в частности, Лицей) как явившуюся причиной декабристского движения.

«Последние происшествия обнаружили много печальных истин, – писал Александр Сергеевич в своей «записке» о народном воспитании. – Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий. Лет 15 тому назад молодые люди занимались только военною службою, старались отличаться одною светской образованностию или шалостями; литература (в то время столь свободная) не имела никакого направления; воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний. 10 лет спустя мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания, разговор исключительно политический; литературу (подавленную самой своенравною цензурою), превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные.

Ясно, что походам 13 и 14 года, пребыванию наших войск во Франции и в Германии должно приписать сие влияние на дух и нравы того поколения, коего несчастные представители погибли в наших глазах; должно надеяться, что люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, образумились; что, с одной стороны, они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой — необъятную силу правительства, основанную на силе вещей. Вероятно, братья, друзья, товарищи погибших успокоятся временем и размышлением, поймут необходимость и простят оной в душе своей. Но надлежит защитить новое, возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости, со всем ее восторгом и готовностию принимать всякие впечатления.

Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия».

Вопросы, предложенные для обсуждения Александру Сергеевичу, после событий 14 декабря 1825 года (восстания декабристов на Сенатской площади) оказались на некоторое время в центре внимания правительства и уже получили отражение в нескольких специальных записках, представленных Николаю I. Такова была «Записка о недостатках нынешнего воспитания российского дворянства и средствах обратить оное совершенно на пользу императорской военной и гражданской службы», автором которой был начальник Южных военных поселений граф И. О. Витт; записка «О народном просвещении в России», представленная 20 апреля 1826 года попечителем Харьковского учебного округа А. А. Перовским; «Исследование коренных причин происшедшим заговорам и бунтам против престола и царства», присланные тайным советником Арсеньевым. К этому же кругу документов относится и донесение Булгарина «Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного».

Пушкин не сразу приступил к выполнению «высочайшего» поручения: оно его затрудняло тем более, что он ясно понимал его испытательный характер, понимал заключенные в нем трудности и поставленные перед ним требования.

Вероятно, Пушкин начал писать свою «записку» о народном воспитании в Москве в октябре 1826 года, а закончена она была, судя по дате автографа, в Михайловском 15 ноября 1826 года.

Как свидетельствует запись в дневнике мемуариста, близкого друга Пушкина Алексея Николаевича Вульфа, относящаяся к 16 сентября 1827 года, Александр Сергеевич, говоря с ним «о недостатках нашего частного и общественного воспитания», сказал:

«Я был в затруднении, когда Николай спросил мое мнение о сем предмете. Мне бы легко было написать то, чего хотели, но не надобно же пропускать такого случая, чтоб сделать добро».

«Сделать добро», то есть дать Николаю и его правительству несколько полезных советов в декабристско-просветительском духе и соблюсти приемлемый для царя и Бенкендорфа почтительный и благонамеренный тон, требовало большой обдуманности и большого стилистического искусства со стороны поэта-публициста.

О большой и тщательной работе Пушкина над «запиской» свидетельствуют ее черновики, далеко не полностью дошедшие до нас, но содержащие не только наброски текста, но и планы отдельных частей «записки».

«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести, – рассуждал Александр Сергеевич. – Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное. <…>

Предметы учения в первые годы не требуют значительной перемены. Кажется, однако ж, что языки слишком много занимают времени. К чему, например, 6-летнее изучение французского языка, когда навык света и без того слишком уже достаточен? К чему латинский или греческий? Позволительна ли роскошь там, где чувствителен недостаток необходимого?

Во всех почти училищах дети занимаются литературою, составляют общества, даже печатают свои сочинения в светских журналах. Всё это отвлекает от учения, приучает детей к мелочным успехам и ограничивает идеи, уже и без того слишком у нас ограниченные. <…>

История в первые годы учения должна быть голым хронологическим рассказом происшествий, безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему давать младенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное? Но в окончательном курсе преподавание истории (особенно новейшей) должно будет совершенно измениться. Можно будет с хладнокровием показать разницу духа народов, источника нужд и требований государственных <…>

Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве».

В начале декабря 1826 года Бенкендорф представил царю записку Пушкина со следующим сопроводительным объяснением:

«Вследствие разговора, который у меня был, по приказанию вашего величества, с Пушкиным, он мне только что прислал свои заметки об общественном воспитании, которые при сем прилагаю. Это уже человек, возвращающийся к здравому смыслу».

Николай I внимательно прочитал пушкинскую «записку» и поставил на ней, как пишут биографы поэта, множество несочувственных вопросительных и восклицательных знаков.

Эта отрицательная оценка большей части «записки» была сильно сглажена в письме, в котором Александр Бенкендорф довел до сведения Пушкина 23 декабря 1826 года, что «государь император с удовольствием изволил читать рассуждения Ваши о народном воспитании», но «при сем заметить изволил, что принятое Вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительно основанием совершенства, есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее Вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание. Впрочем, рассуждения Ваши заключают в себе много полезных истин».

Смысл письма был очень точно сформулирован Пушкиным в его разговоре с А. Н. Вульфом:

«<…> я между прочим сказал, что должно подавить частное воспитание. Не смотря на то, мне вымыли голову».

Литературовед, историк, пушкинист Юлиан Григорьевич Оксман писал:

«Работая над своей «запиской», Пушкин ближайшим образом пользовался советами П. А. Вяземского, едва ли не единственного из его московских друзей, политический такт и опыт которого могли ему в это время импонировать. Рекомендациями Вяземского, лично близкого Карамзину и его семье (он был братом жены историографа), можно объяснить и широкое использование в работе Пушкина «О народном воспитании», наряду с его впоследствии сожженными «Записками», материалов «Записки о древней и новой России», представленной Карамзиным Александру I в 1811 году. К копии этого документа восходит ряд политических тезисов Пушкина о природе русского самодержавия, о родовом и служилом дворянстве, о табели о рангах Петра I, о реформах первых лет царствования Александра I и проч.».

Подлинник «записки» Пушкина в течение шестидесяти лет оставался погребенным в архиве III Отделения, пока в 1884 году не был напечатан М. И. Сухомлиновым, а в 1903 году передан в Пушкинский лицейский музей, в составе которого в 1917 году поступил в Пушкинский дом.

«Что касается перебеленного автографа («записки». – С. И.), <…> то Пушкин привез его с собою в Москву около 20 декабря 1826 года, – пишет Н. В. Измайлов в работе «Вновь найденный автограф Пушкина — записка «О народном воспитании». – <…> Здесь он передал свой автограф Вяземскому, свидетелю и участнику начальной стадии его работы. <…> Вяземский передал рукопись для опубликования П. И. Бартеневу, и Бартенев напечатал ее <…>»

Записка «О народном воспитании» – публицистический (хотя и «служебный» по форме и назначению) документ большой важности для определения общественно-политической позиции Пушкина, занятой им в конце 1826 года после возвращения из ссылки, а главное — после исполнения приговора над декабристами.

Сергей Ишков.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x