25 ноября 1925 года в Музей революции СССР была передана коллекция масонских знаков декабриста Павла Ивановича Пестеля.
Это было сделано по распоряжению Коллегии Центрархива РСФСР для экспозиции, посвященной столетнему юбилею восстания декабристов.
«Масонские знаки, как и служебные бумаги, были найдены и изъяты в квартире Павла Ивановича Пестеля в селе Линцы Киевской губернии, – пишет Н. С. Николаев в работе «Изучение коллекции масонских знаков П. И. Пестеля в Музее революции СССР». – Обыск был произведен 13 декабря 1825 года генерал-адъютантом А. И. Чернышевым и начальником штаба 2-й армии П. Д. Киселевым. Масонские знаки, патенты (специальные документы, подтверждающие принадлежность данного лица к масонской организации, выдавались должностными лицами ложи. – С. И.) и подозрительные бумаги были запечатаны и представлены командующему 2-й армией П. Х. Витгенштейну при рапорте от 20 декабря 1825 года, а затем отправлены в Петербург (в распоряжение Тайного следственного комитета) и приобщены к делу П. И. Пестеля. Позднее все эти материалы вместе с делами других декабристов перешли на хранение в Государственный архив. Летом 1917 года они были перевезены в Москву и размещены в здании Архива Министерства иностранных дел, а позднее влились в состав специального фонда Архива Октябрьской революции (АОР), откуда и попали в Музей революции СССР в ноябре 1925 года».
Павел Пестель на допросах уверял, что совсем оставил масонство к 1817 году. Однако эти показания давались в условиях неожиданного ареста, когда Пестель еще не вполне сориентировался в сложившейся обстановке. Его принадлежность к масонским ложам и после 1817 года подтверждается списками их членов в Военно-историческом архиве, а также патентом, хранившимся в АОР.
В декабре 1811 года Павел Пестель с отличием закончил привилегированный Пажеский корпус и был зачислен в гвардию.
«Похвастаться знатным происхождением Павел Пестель не мог, а ложи были аристократическими, элитарными и обеспечивали своих адептов полезными связями, – рассказывает в своей монографии Н. С. Николаев. – Они были подобием некоего дворянского клуба, члены которого соединяли передовые идеи с веселым времяпрепровождением. Что могло заставить стать революционером молодого блестящего офицера – героя Отечественной войны 1812 года, кавалера пяти боевых орденов, награжденного золотой шпагой «За храбрость» (после битвы при Бородине)? Безусловно, в пробуждении его политической мысли некоторую роль сыграли итоги Великой французской революции, заграничные впечатления русских солдат и офицеров. (…) Начало его конспиративной деятельности традиционно относят к 1816 году, когда Пестель вступил в первую тайную организацию декабристов – Союз спасения, где вскоре стал одним из лидеров».
В феврале 1817 года Павла Пестеля приняли в члены ложи Трех добродетелей. Тогда же ему вручили масонский знак, сохранившийся в коллекции. Он выполнен из бронзы в виде трех скрещенных символов – меча, креста и якоря, увенчанных пылающим сердцем. На верхней перекладине якоря видны две выгравированные надписи: на лицевой стороне – «des 3 vertus. O. de St. Prg.» («Ложа 3 добродетелей. Восток Санкт-Петербурга»), на обороте – «11 Ja 1816» («11 января 1816» – дата учреждения ложи).
Другой сохранившийся знак из коллекции Павла Пестеля – белый ключ из слоновой кости, который вручался «мастерам» иоанновского масонства и давал право «открывать двери» (то есть посещать все его ложи).
«Длительное пребывание русских офицеров на территории Германии и Франции привело к тому, что укоренившиеся там либеральные идеи захватывали и русских членов масонских лож, – пишет Н. С. Николаев. (…) При отсутствии независимых политических структур декабристы по примеру Западной Европы стали на путь использования масонских организационных форм в своих целях. Устав Союза спасения, одним из разработчиков которого был Павел Пестель, сознательно воспроизводил ступени масонской иерархии, ее церемоний и клятв, культ строжайшей тайны. (…) Давая свои показания на допросах, Павел Пестель не расшифровал символику тех эмблем, которые были изъяты при обыске в его доме. (…) Шотландское масонство, признавшее своим покровителем апостола Андрея, возникло в XVII веке и с самого начала приобрело политический характер. Масонской идее созерцания и нравственного совершенствования надломленная европейская аристократия противопоставила задачу непреклонной борьбы с новыми порядками буржуазного общества. (…) В шотландском братстве состояли представители самых знатных родов екатерининской России: Апраксины, Гагарины, Долгорукие, Шуваловы, Голицыны, Волконские и многие другие. Пестель, возлагая на себя одежду масона четвертой и пятой степени, сознательно приобщался к высшим градусам шотландского масонства».
Уезжая из Петербурга, Пестель получил от Шотландской директории документ под названием «Законы, прерогативы и привилегии шотландских мастеров», который также изъяли при обыске в Линцах.
Декабристы постепенно проводили своих единомышленников в шотландские ложи, которые становились оплотом политического заговора и своего рода «государством в государстве».
Ученый секретарь Музея революции СССР, профессиональный историк и участник революционного движения Н. М. Дружинин сделал вывод, что истинным мотивом масонских «увлечений» Павла Пестеля был трезвый расчет: его политическим целям вполне соответствовала замкнутая и строго иерархическая шотландская система.
Конспиративная форма тайных обществ была необходима уже не для салонной пропаганды, а для активных действий.
«Никита Михайлович Муравьев (один из главных идеологов движения декабристов. – С. И.) не скрывал от следователей, что устав Союза спасения проповедовал насилие, – пишет Н. С. Николаев в работе «Изучение коллекции масонских знаков П. И. Пестеля в Музее революции СССР». – Павел Пестель координировал деятельность этого Союза, разрабатывая свою программу республиканского равенства и тактику революционного террора. Иными словами, при формировании тайных обществ революционеры пытались подчинить масонство, заняв ключевые посты в его ложах. В отличие от Испании и Португалии, где это удалось сделать, в России возникали постоянные разногласия между самими декабристами и сопротивление их планам со стороны лидеров умеренного направления в масонстве. Тайное общество не удалось полностью скрыть ни от правительства, ни от рядового масонства, часто не разделявшего революционных идей. (…) Русскими революционерами масонские формы были быстро отброшены, и развитие тайного общества пошло по другому организационному пути. Впоследствии сами декабристы пробовали найти причины неудачи своего плана. Сергей Петрович Трубецкой акцентировал внимание на излишней таинственности масонства, (…) Никита Михайлович Муравьев указывал на громоздкость его обрядов и присяг, невозможность полной конспирации, разногласия в масонской среде. С точки зрения Пестеля, все это искупалось непроницаемостью масонской завесы для революционного центра, возможностью осторожного подбора членов тайного общества. К тому же масонский ритуал в Союзе спасения был значительно упрощен».
В обстановке организационно-тактических и идеологических разногласий участие декабристов в масонских ложах утратило всякое политическое значение. Павел Пестель, осознав безнадежность новых усилий, выбыл сначала из шотландской ложи, а затем из ложи Трех добродетелей.
Масонские знаки Пестеля приобрели значение реликвий, связанных с историей декабризма, стали вещественным памятником использования масонских лож в революционных целях.
После первого Всероссийского музейного съезда, состоявшегося в 1930 году, Музей революции СССР сузил тематику своих экспозиций, сосредоточившись на истории большевистской партии и задачах социалистического строительства. Масонские знаки Павла Пестеля были переданы в Государственный исторический музей.
Сергей Ишков.
Фото с сайта ru.wikipedia.org