Депутаты «Справедливой России – За правду» во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым внесли в Госдуму законопроект о запрете ареста средств граждан на спецсчетах по капитальному ремонту в случае банкротства или задолженности управляющей компании.

Как отметили участники пресс-конференции в ОСН, посвященной обсуждению этой законотворческой инициативы, сейчас широко распространена практика, когда средства граждан на спецсчетах арестовывают за долги управляющих организаций перед коммунальщиками – поставщиками ресурсов, которые не имеют никакого отношения к управляющим компаниям и их долгам. Эти деньги являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и не принадлежат управляющей организации.
Как пояснила председатель совета Ассоциации АКОН Лина Ткаченко, накопления на капитальный ремонт жилого дома можно формировать двумя способами: первый способ – это когда все деньги, которые жильцы перечисляют по платежке, складываются в общий котел. Второй способ – создание спецсчета, который формируется на каждый дом отдельно: «То есть жители – собственники дома открывают этот спецсчет и собирают на нем деньги исключительно на ремонт своего дома. Чтобы открыть этот счет, необходимо провести общее собрание собственников, на котором большинством голосов должно быть принято соответствующее решение, выбрано ответственное лицо (это либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо Фонд капитального ремонта). Ответственное лицо – это владелец счета, тот, кто его откроет. После этого открывается счет и на нем накапливаются средства».
Еще один участник пресс-конференции, председатель комитета Союза юристов Москвы, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Александр Толмачев, напомнил, что когда в 1992 году началась приватизация, никто из собственников никаких отчислений на капремонт не делал: «Тогда государство обязано было в течение 20 лет после этой самой приватизации отчислять так называемые амортизационные деньги, и на них раз в 15–20 лет должен был проводиться капремонт. Но с 2003 года все это дело было решено похоронить, так как государство было не способно все это содержать. Тогда была сначала, в 2008 году, придумана госкорпорация, которую мы называли «имени ЖКХ». Смысл ее создания заключался в том, что все государственные деньги, которые недофинансировали при приватизации, собрались на счете этой госкорпорации. В 2013 году к нам в Торгово-промышленную палату пришли представители Минстроя и Минфина и сказали, что 800 млрд у нас не освоено, и мы решили не давать эти деньги людям, а создать вместо единой госкорпорации такие корпорации в каждом регионе. В 2014 году было объявлено о создании двух систем финансирования: первая из них – это общий котел, вторая – это создание собственниками жилья (ТСЖ или ЖСК) своих счетов, не связанных со счетами этих самых региональных операторов».
По словам Александра Толмачева, собственность – это не столько благо, сколько бремя расходов, но большинство собственников начинают понимать это только тогда, когда «клюнет жареный петух»: «Когда в 2017 году было изменено законодательство, появилась возможность не просто банкротить ТСЖ или ЖСК, но в том числе наши ресурсоснабжающие организации получили возможность влезать во все наши счета, включая спецсчета, которые ранее были вообще освобождены от всех арестов. Они стали это делать, и поэтому законодатели этим законопроектом пытаются сейчас исправить ситуацию, объяснить им, что эти счета арестовывать нельзя. Эта инициатива абсолютно правильная».
Сегодня зачастую возникают ситуации, когда судебные приставы, которые ведут дело какой-нибудь обанкротившейся или сильно задолжавшей управляющей компании, накладывают арест заодно и на спецсчет. Как пояснил Александр Толмачев, на сегодняшний день судебные приставы заинтересованы в подобной практике, потому что «они от каждой такой операции по изъятию денег получают 7%, они живут на этом».
«До 2017 года были законодательные акты, запрещавшие банкротить товарищества собственников жилья, потому что они созданы не для прибыли, а для удовлетворения потребностей самих собственников. Поэтому были решения Верховного суда, запрещающие подобную практику. Но в 2017 году все изменилось. Тогда сказали: «У нас теперь монополисты (ресурсоснабжающие организации) главнее, и мало ли, что у вас в законах написано! У нас теперь есть инструкция, и по ней мы эти деньги будем изымать. После этого, естественно, начали появляться претензии к судьям и судебным приставам, но они стали отвечать, что так уже сложилась практика. Поэтому я думаю, что инициатива фракции «Справедливой России – За правду» – правильная», – полагает Александр Толмачев.
По словам Лины Ткаченко, формально и фактически владельцем спецсчета является управляющая компания: «Сейчас нет никакого нарушения закона, когда в случае ее банкротства или когда она сильно кому-то задолжала аресты накладываются на все ее счета. По моему мнению, управляющим компаниям вообще нужно запретить быть владельцами спецсчетов, так как это не ее деньги, это деньги граждан, и, на мой взгляд, владельцем спецсчета может быть только Фонд капитального ремонта. Таким образом, мы обезопасим деньги граждан».
Так или иначе, но Александр Толмачев убежден в том, что «защита наших граждан – несчастных собственников, которые вляпались в эту самую собственность, – это забота законодателя и государства».
Сергей Ишков.
Фото Юлии Смагринской