Поклонников «Асмарала» можно занести и в Красную книгу, и в Книгу рекордов Гиннесса

Фанатеть за существующие клубы – дело обычное. Но оказывается, что можно и не за существующие. Московского «Асмарала» уже давно нет на футбольной карте страны, но те, кто в 1990-е поддерживал игроков в оранжевых майках, и по сей день от своей любви не отрекаются.

Приобщение к проекту

Для меня «Асмарал» – клуб тоже не чужой. И даже не потому, что посещал его матчи на стадионе «Красная Пресня», проходившие еще в рамках всесоюзной второй лиги. Погружение в тему состоялось уже в 1993-м, когда начал сотрудничать (а потом и подписал договор) с редакцией газеты «Футбол-Экспресс», созданной владельцем клуба Хусамом Аль-Халиди. Одно время она помещалась в том же здании, где жили иногородние игроки, затем была вынуждена переехать в неказистую постройку на стадионе.

 

И приносили туда материалы в том числе и люди, «Асмаралу» симпатизировавшие. Например, Владимир Кочо по зову сердца готовил статистику для клубных программ или справочников. А Олег Медведев, как истинный пресненец, пристально следил за командой, так сказать, по географическому принципу.

Конечно, когда «Асмарал» был включен в высшую лигу чемпионата России 1992 года и даже пробился в восьмерку, оспаривавшую медали, группа поддержки на трибунах столичных стадионов начала обращать на себя внимание. Но в элитном эшелоне детище Аль-Халиди задержалось лишь на два сезона, в первой лиге тоже пробыл недолго, и ряды поклонников стали редеть.

Под знаком дружбы с питерцами

В конце 1994 года, когда команда уже выступала в первой лиге, на страницах издания Владимир Шляхтерман поместил очерк «Директор Красной Пресни» памяти Александра Петренко, отвечавшего за арену. И были там такие строки: «Петренко не был футбольным фанатом, болельщиком себя не считал, но на тренировках и играх «Асмарала» я его встречал. И видел, что наблюдает за игрой весьма заинтересованно. Он прекрасно понимал, сколь важно, чтобы стадион привлекал молодежь, чтобы сюда тянулись ребята сызмальства».

Последнему посылу как раз отвечал Андрей Бодров, впоследствии известный футбольный журналист, а во времена описываемых событий обычный московский школьник:

– Конечно, в одиннадцать-двенадцать лет на футбол в «Лужники» меня никто бы не отпустил, а тут можно было после уроков проехать всего две остановки на метро от «Новослободской» до «Краснопресненской» и попасть в совершенно потрясающую атмосферу. Сидишь в паре метров от поля, когда перед тобой делают подкат, видно, как трава вылетает…

Хотя и недалеко от дома, эти поездки все же носили элемент экстрима. В 1990-е за фанатский шарфик – неважно, какого клуба – можно было просто огрести, потому как случались охотники лишь бы просто до кого-нибудь или чего-нибудь докопаться. Ездил сам по себе, присоединиться к ребятам постарше стеснялся.

Привлекала необычность «Асмарала» – частный клуб, владелец – иракский бизнесмен, да еще руководитель – женщина, Светлана Бекоева. Когда был чуть постарше, лет в пятнадцать, мог ей просто позвонить в клуб: «Светлана Николаевна, а во сколько сегодня игра? А проход бесплатный?» И она спокойно отвечала, где еще такое было возможно?

Кумиром был Сергей Гришин, нравилось, как играли Денис Клюев, Ансар Аюпов. Но Сергей подкупал еще и тем, что после матча демократично и искренне общался с болельщиками по дороге от стадиона к метро.

В 1995-м еще помню группировку асмараловских фанатов, человек 30 – 40 крепких парней. Кстати, дружили они с фанатами «Зенита», во время выездов останавливались на квартирах друг у друга. Когда команда выбыла во вторую лигу, парни эти как-то пропали из поля зрения.

Вторая волна с необычным содержанием

«Асмарал» по объективным причинам продолжал спускаться в футбольной табели о рангах все ниже и ниже. Тем не менее без поддержки поклонников он не оставался.

На сайте asmaral.narod.ru, который давно не обновляется, но все-таки открывается, можно встретить такую запись (орфография и пунктуация сохранены): «На базе нашего движения создана мини-футбольная команда. Мы участвуем в различных любительских турнирах (Московская любительская лига мини-футбола, Турнир дворовых команд Спорт-Экспресс, Кубок химического факультета МГУ), проводим товарищеские встречи с болельщиками различных футбольных клубов».

Андрей Бодров дал пояснение:

– Когда я уже учился в университете, ребята – в основном 17 – 19 лет – сбились в сообщество под названием Asmaral Agressors. К ней присоединились несколько фанатов, которые ходили на матчи еще с начала 1990-х. Говорили нам: «Правильно сделали, что возобновили это дело. Сейчас уже смутно помню какие-то имена: Вован, Владас, Серёга Аракелян… Затесался даже спартаковский поклонник Михаил Берёзкин, которому было уже за тридцать. Баннер сшили сами, задружились с фанатами «Мосэнерго».

Конечно, никакими агрессорами мы не были, в драках не участвовали. А в футбол мы приглашали играть, например, поклонников кавказских клубов, «Анжи» или «Алании», когда те приезжали на матчи в Москву. Почему-то гости думали, что мы – приманка, а потом налетят какие-нибудь скинхеды. И вот собираемся на коробке краснопресненского стадиона, нас человек пятнадцать, а тех – сотня. Кое-как убеждали, что просто хотим дружеский матч провести. Но ничем хорошим это не заканчивалось: азартные кавказские парни начинали кричать, шуметь, местные жители вызывали милицию, и приезжих увозили по отделениям. А мы потом ходили туда заступаться. Стражи порядка не могли понять, отчего мы за этих ребят вписываемся.

Вообще с правоохранительными органами и в Подмосковье получались накладки. Приезжаем с барабаном на электричке куда-нибудь в Селятино, а на платформе уже бригада готовится выполнять разнарядку по задержаниям. Мы потом группой из одного вагона уже не выходили, старались рассредоточиться поодиночке. Хорошо, на стыке веков у кого-то уже были мобильные телефоны, можно было позвонить влиятельным знакомым, чтобы разрулили ситуацию. У меня за всю историю таких поездок ни одного оформленного задержания, но на несколько матчей я так и не попал.

Впрочем, иногда именем милиции удавалось избегать неприятностей. Вот наехали фанаты «Фабуса» из Бронниц – мол, сколько на сколько махаться будем, с дерьмом или без дерьма? Это потом нам стало понятно, что имелось в виду – ремнями с пряжками или голыми руками. Мы в разборки старались не вступать, говорили, что драться не хотим, нам неинтересно, не за этим приехали. И вообще сейчас милицию вызовем. В общем, поступали не по фанатским понятиям, а потому в этой среде прослыли белыми воронами. Можно сказать, даже противостояли этой субкультуре.

Последний год, когда выступал «Асмарал», – 1999-й, команда уже скатилась в КФК. А вместо него появилась «Пресня», причем под эту марку явно хотели у Аль-Халиди стадион отжать. Мы поддерживали «Пресню», но принципиально с сине-оранжевой атрибутикой «Асмарала»

…Что касается принципиального отсутствия драк – прямо-таки факт, годящийся для Книги рекордов Гиннесса. Конечно, если там есть фанатский раздел.

Катализатором стали съемки

Возможность вспомнить былое возникла в 2021 году, когда в честь 30-летия со дня создания клуба на стадионе «Красная Пресня» устроили ностальгический матч между ветеранами «Асмарала» и «Спартака». Собственно говоря, задумана эта игра была специально для документального фильма «Асмарал». Продюсером его стал Гавриил Гордеев, режиссером – Николай Пророков. Мне довелось внести лепту в создание ленты, предоставив несколько фото с матчей команды и помогая творческой группе связаться с некоторыми футболистами.

О мероприятии оповещалось широко, но фанатов «Асмарала» пришло человек двадцать – и все из второй волны. Был извлечен на свет исторический баннер. Организаторы специально изготовили два десятка флагов, в точности воспроизведя пропорции эмблемы и сине-оранжевую гамму.

Конечно, уже тогда арена на Дружинниковской улице не напоминала саму себя времен прошлого столетия. Вместо упомянутой коробки давно стояли два крытых манежа, газон развернули перпендикулярно существовавшему. Но и после ностальгического матча была затеяна очередная реконструкция. Стало быть, если фанаты «Асмарала» однажды снова захотят собраться на намоленном месте, вряд ли что-то сможет им напомнить про времена юности.

Георгий Морозов.

Фото SPORTS.RU а также из личного архива Андрея Бодрова

Добавить комментарий