Об этом заявил врач аллерголог-иммунолог Владимир Болибок в ходе пресс-конференции в НСН, посвященной росту заболеваемости корью, краснухой и коклюшем.

По его словам, в период пандемии из-за ковидных ограничений и перегруженности системы здравоохранения вакцинация как плановая работа «немножко выпала»:
«У нас оказалось достаточно большое количество непривитых детей. Сейчас, я думаю, Санэпиднадзор и здравоохранение подтянутся, проведут соответствующую работу, и количество непривитых детей сократится. Будут более жестко подходить к этому вопросу при приеме детей в детские сады, школы, потому что если на той или иной территории объявляется, скажем, эпидемия кори, то непривитые дети не могут допускаться в детские учреждения в этот период. Вообще, если смотреть на те данные, которые были опубликованы, то ситуация складывается следующим образом: например, дети, погибшие от кори, до одного года – это были дети, непривитые по той причине, что прививки кори делаются на втором году жизни. То есть, они не подлежали охвату прививкой. Но это говорит о том, что матери этих детей не передали свой иммунитет ребенку, потому что они сами были не привиты и не болели. То есть, складывается такая ситуация, когда и дети, и поколение их матерей не сталкивались с корью, и когда на них напал этот вирус, мы видим вот такие нехорошие последствия».
Ситуация с краснухой, по его словам, примерно такая же:
«Краснуха – это гораздо более легкое заболевание, чем корь, хотя там тоже могут быть осложнения. Если говорить про коклюш, то это бактериальная инфекция, и прививки от коклюша проводятся на первом году жизни. Эта работа уже восстановилась, и мы видим, что количество детей, заболевших коклюшем, постепенно начало сокращаться. Это результат того, что начал работать прививочный механизм».
Как отметил Владимир Болибок, важным фактором в этой ситуации также является доступность медицинской помощи и, самое главное, вакцин. Многие сейчас, по его словам, ожидают возвращения импортных вакцин: «Сейчас импортные вакцины недоступны, а к нашим российским вакцинам отношение настороженное, поэтому здесь есть в какой-то степени выжидательная позиция. Люди ждут, что опять начнут поступать импортные вакцины, к которым мы так привыкли (…)
Корь и краснуха – это вирусные заболевания, а коклюш – бактериальное. Но все они передаются воздушно-капельным путем. Вся эта группа детских инфекций достаточно хорошо контролируется и управляется вакцинацией. С одной стороны, эта управляемость вселяет некий оптимизм, а, с другой стороны, то, что произошел всплеск заболеваемости этими инфекциями, свидетельствует о сбое в системе этой управляемости».
По его словам, для всех этих инфекций характерна высокая температура, при кори и краснухе появляется сыпь, а при коклюше – характерный кашель:
«При заболевании коклюшем ребенок может погибнуть от судорог, которые возникают при приступах кашля: то есть, он всё время выдыхает, выдыхает и выдыхает, а вдохнуть не может (до такой степени спазмы)».
Краснуха и корь, по его словам, медикаментами вообще не лечатся, так как нет противовирусных препаратов, направленных против данных возбудителей, и предотвратить эти заболевания может помочь только своевременная вакцинация:
«Если говорить про коклюш, то на первой стадии этой бактериальной инфекции воспаление снимается антибиотиками, но потом начинается действие самого токсина, который попадает в центральную нервную систему и вызывает сильный кашель. На этом этапе уже применяются противосудорожные препараты, так как нужно снять вот этот судорожный кашель, чтобы ребенок во время приступа не задохнулся».
Если говорить о статистических данных, то пока они не дают достаточных оснований для оптимизма. Как сообщается в докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2024 году», в прошлом году было зарегистрировано 22 455 случаев кори. Показатель заболеваемости составил 15,35 на 100 тысяч населения, что в 1,72 раза выше по сравнению с уровнем 2023 года. В 6 раз вырос показатель заболеваемости краснухой и в 4,5 раза — коклюшем.
Сергей Ишков.
Фото Сергея Киселева / агентство «Москва»