Уходят титаны: не стало режиссера Валерия Ускова 

Ушел из жизни народный артист РСФСР Валерий Иванович Усков. Легендарный кинорежиссер скончался на 93-м году жизни. 

Владимир Краснопольский, Валерий Усков
Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Фото из архива В. Ускова

Он родился 22 апреля 1933 года в Свердловске, в 1955-м он окончил факультет журналистики Уральского университета, очень скоро начав карьеру в качестве ассистента режиссера на Свердловской киностудии. А в  1964-м вместе с будущим соавтором своих картин и братом Владимиром Краснопольским оказался на киностудии «Мосфильм». 

Предлагаем вашему вниманию отрывки из интервью Валерия Ивановича Ускова, которые он дал кинообозревателю «Московской правды» Елене Буловой в разные годы жизни.

– Мы с Володей были двоюродными братьями, – рассказывал Валерий Иванович Усков. – Возможно, это знак судьбы: дом, в котором я родился, стоял на месте, где потом была выстроена Свердловская киностудия, а именно монтажные павильоны и гримерки. Поэтому, приезжая на родину, я очень странно себя ощущаю на территории Свердловской киностудии: будто входу в собственное жилище. И все чаще подумываю, а не начать ли мне с них брать арендную плату?

…Мой дед по отцовской линии работал на земле. В технике он смыслил, был человеком настолько небедным, что даже построил школу и больницу в своем селе. Его выкинули из усадьбы, раскулачив. Я потом был в этом селе, где увидел наше бывшее родовое гнездо. Помню, как горько мне стало, потому что в тот раз я привез туда картину «Тени исчезают в полдень» – ту самую, где мы с Володей Краснопольским как раз рассказывали о раскулачивании. Жители по моей просьбе показали мне дом НКВД. Деда моего отпустили восвояси лишь потому, что он пообещал из села уйти насовсем. Что и сделал – взял лишь четыре серебряные ложки, которые у нас в семье хранятся до сих пор. Судьба его сложилась трагично. Когда немцы взяли Старую Руссу, они позвали деда, который тогда в ней оказался, предложив привести в порядок электростанцию, взяв ее в собственность. Выйдя из комендатуры, дед прямиком ушел в партизаны. Ну а уж когда фашисты отряд захватили, то его первого перед строем и расстреляли. Ну а второй мой дед работал на реке Чусовой на заводе бухгалтером. Там мы тоже позже снимали пейзажи и к «Теням…», и к «Ермаку».

…Я поступил на факультет журналистики в Уральский госуниверситет, а мой брат Владимир Краснопольский там же закончил филологический факультет. Как мы оказались в режиссуре? Ну, я всегда к этому тяготел, играя в театральной студии в школе. Закончив универ, отправились прямиком во ВГИК. В нем тогда учились Василий Шукшин, Лариса Шепитько, Наталья Фатеева, Коля Губенко, Тамара Сёмина, Лидия Федосеева-Шукшина. Все они состоялись как личности и как профессионалы.

…А однажды, уже будучи режиссерами, мы провели ночь в милиции за кражу афиш собственного фильма. Нашей первой вгиковской картиной стали «Тени на тротуарах». В столице должна была проходить премьера, и город был заклеен этими афишами. А у нас не было ни единой! Вот тогда нас и посетила мысль одну из них оставить себе на память. Когда мы ее срезали на Красной Пресне, милиция нас и заловила. Документов с собой, естественно, не было, никто нам не поверил, что мы, такие молодые, являемся режиссерами фильма, который завтра будет смотреть вся страна. Потому что ни у кого из ребят нашего возраста подобных премьер не было.

…А потом нас на «Мосфильм» работать пригласил сам Пырьев. Наш второй фильм «Самый медленный поезд» был снят по сценарию Нагибина. Эта картина впервые вывела на экран вместо генералов самых простых людей, сломленных войной, усталых, которые среди расплескавшегося горя тащились по стране в «самом медленном  поезде». После этой картины нас позвали работать сразу три объединения «Мосфильма» – Зархи, Алов с Наумовым и Пырьев. Но Пырьев оказался самым решительным: он просто засунул нас в машину, привез на студию и всем представил. Так и решилась наша судьба. А в его объединении, между прочим, в ту пору работали Рязанов, Гайдай, Воинов… Так что нам еще пришлось доказывать свою состоятельность.

Пырьев был человеком сильным и трудно управляемым. Ему постоянно звонили из ЦК, пытались  на него давить. А он неизменно отвечал: «Мы посоветуемся с мастерами». У него поэтому всегда были проблемы с вышестоящими организациями. А на «вшивость» он нас проверил следующим образом: подсунул чудовищный сценарий и предложил по нему что-нибудь снять. Отказать Пырьеву считалось делом совершенно невозможным. Мы прикидывали и так, и сяк, а потом пошли с Краснопольским в кабинет с твердым решением собирать вещи и ехать домой: снимать это не будем! 

Володя бухтел под нос какие-то доводы, я подпирал его плечом, что, дескать, «мы поедем обратно, снять эту лабуду невозможно». Пырьев слушал, слушал, а потом вдруг оживился, закинул сценарий в корзину и сообщил, что «из таких вот  ребят и получатся настоящие режиссеры…»

…Когда я сегодня прихожу на «Мосфильм», то встречаю людей, с которыми много лет был знаком. Ко мне однажды с объятиями бросилась буфетчица, торгующая пирожками. Было приятно. Но таких людей осталось немного. А раньше, во времена нашей молодости. по коридорам «Мосфильма» было просто невозможно пройти – все тебя останавливали, расспрашивали, рассказывали о своих съемках. 

Мы ежедневно встречали в этих коридорах Михаила Ромма, Юлия Райзмана. Рядом работали Вася Ордынский, Ролан Быков, Владимир Басов, Евгений Карелов, Игорь Гостев… Это было целое созвездие талантливейших и душевных людей. Об одном Георгии Данелии можно неделями рассказывать.

На «Мосфильме» работали и прекрасные организаторы производств. Это были великие продюсеры! Исаак Львович Биц, который был директором картин Пырьева, Семён Михайлович Марьяхин. Они участвовали в творчестве, были художниками. Марьяхин возглавлял объединение «Телефильм», мы у него сняли «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».

А еще «Мосфильм» славился на всю страну и весь мир операторами: Сергей Урусевский, Тимофей Лебешев… Пётр Емельянов, старый мосфильмовец, который пришел на киностудию прямо с фронта, снимал прекрасные картины с Анатолием Эфросом и с нами. На «Мосфильме» мы слышали и видели работы первоклассных операторов, таких как Паша Лебешев, главный оператор «Войны и мира», и «Мимино» – Анатолий Петрицкий. А какие великолепные были монтажеры. Например, Татьяна Лихачёва, которая работала с Сергеем Бондарчуком. Эти люди знали, что такое кино, как его снимать и как складывать, чтобы оно ожило на экране. 

Такой был «Мосфильм» в нашей молодости, но время его развалило. Карену Шахназарову киностудия досталась поначалу в самом плачевном состоянии. Но он сумел восстановить цеха, восстановить весь «Мосфильм». Хотя некоторые мечтали забрать территорию и студию, но Карен удержал «Мосфильм» в этой борьбе, и мы за это еще больше его любим и уважаем.

…Что меня поддерживает в трудные минуты? Одно воспоминание… Знаете, была история, когда  Пырьев упал перед нами с Краснопольским на колени. По-настоящему! Мы как раз в тот день с Володей сидели в режиссерской комнате и рассматривали эскизы, которые принес художник по костюмам. Входит Пырьев, видит эти бумажки – собирает их в кучу, открывает окно и выбрасывает. Говорит художнице по костюмам, чтобы вышла. А когда за ней закрывается дверь, падает перед нами на колени со словами: «Мы двадцать пять лет жизни отдали, чтобы поднять уровень режиссуры. Умоляю вас: не роняйте его!» Я на всю жизнь запомнил эту сцену, и призыв Пырьева мне всегда помогал преодолевать любые производственные столкновения всю мою жизнь…»

В соавторстве с режиссером Владимиром Краснопольским Валерий Усков создал картины «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Ермак», «Ночные забавы», «Неподсуден»,  «Воровка», «Сыщики», «Две судьбы», «Сыщик без лицензии» и многие-многие  другие.

Подготовила Елена Булова.

Владимир Краснопольский, Валерий Усков

Добавить комментарий