Об этом заявил глава объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин в ходе пресс-конференции в НСН, посвященной подведению киноитогов 2025 года.

Однако, по его мнению, это является очередным примером неравномерности российского проката: «За 11 месяцев 2025 года – плюс 10% в деньгах и минус 7% зрителей. Но если посмотреть последние три месяца, то мы увидим рост и в зрителях, и в деньгах. Это говорит о том, что мы теряем аудиторию по причине неравномерности проката – у нас то густо, то пусто. Также мы теряем зрителя, потому что забыли, как снимали в 2013 – 2015 году в формате 1.90 (это бывший IMAX). Сейчас в лучшем случае звук 7.1, а чаще 5.1 и картинка в формате Scope, которую сложно растянуть. Пока не будет технологии, нам очень сложно молодых людей, которые из-за пандемии примкнули к торрентам и стримингу, вырвать и увести с дивана в кинотеатр. Как только это произойдет, эмоциональное погружение в задумку авторов будет глубже, и народ вернется в кинотеатры».
По его словам, зритель быстро реагирует на качественный технологичный контент: «Сейчас если спросить у потребителя, есть ли, что посмотреть в кинотеатрах, он скажет, что нет ничего. Раньше он даже не знал, на что идет, приходил в кинотеатр и выбирал. Если бы у нас был более равномерный прокат и каждый месяц выходил фильм-миллиардник (фильм, который соберет в прокате больше миллиарда рублей. – С. И.), то зритель бы всегда приходил в кинотеатр. Индустрии достаточно 12 фильмов в год со сборами в миллиард, дальше бы добирали середняками».
Как отметил на пресс-конференции кинокритик Давид Шнейдеров, для того, чтобы отечественная киноиндустрия хоть как-то чувствовала себя более или менее, миллиардники должны выходить раз в две недели, а лучше раз в неделю.
«Тогда это будет нормальное существование индустрии. А «Чебурашки» – раз в два месяца. А у нас 95% российских фильмов в прокате провалилось. (…) Довольно печальная история заключается в том, что я вот смотрю на список миллиардников – это 10 фильмов, которые собрали больше миллиарда: «Волшебник Изумрудного города», «Финист. Первый богатырь», «Горыныч», «Алиса в Стране чудес» и т. п. И возникает ощущение, что мы стремительно возвращаемся в Советский Союз, когда снимали только сказки и экранизации, потому что это было безопасно и безболезненно», – сказал Давид Шнейдеров.
Как заметил Алексей Васясин, дело не только в упрощении процесса получения прокатного удостоверения. По его мнению, выбирая жанр будущего фильма, бизнесмены и продюсеры зачастую идут по более простому пути с точки зрения возврата вложенных денег.
«Как сказал еще в 2015 году кинорежиссер, сценарист и продюсер Сергей Сельянов, в российском кинопрокате успешны два жанра: во-первых, это то, чем русский человек может гордиться – например, это «Движение вверх», «Т-34» или «Сталинград» и т. п. Во-вторых, это то, над чем русский человек может посмеяться – тут в качестве примера можно привести «Холопа». Вот сейчас нашли третий жанр – это сказки. Поэтому бизнесмен и продюсер идут по более простому сценарию с точки зрения возврата денег», – отметил Алексей Васясин.
Режиссер, сценарист и продюсер Николай Рыбников, участвовавший в пресс-конференции, согласился, что, возможно, российский зритель уже подустал от сказок, и, по его прогнозу, скоро им на смену придут абсолютно «беззубые» музыкальные комедии: «Это будут новые «Веселые ребята», это будут новые «Свинарка и пастух». Это будет рассказ о каких-то событиях в жанре мюзикла. В этих музыкальных комедиях не будут подниматься какие-то серьезные темы».
Если же говорить о предстоящих новогодних праздниках, то, по прогнозу Алексея Васясина, российские кинотеатры ждут рекордные сборы на уровне 11 миллиардов рублей. В прошлые новогодние каникулы кинотеатрам удалось собрать около 9 миллиардов.
Сергей Ишков.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»












