Так в ходе пресс-конференции в НСН охарактеризовала туристические итоги 2025 года директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Итоги сезона, по ее словам, для каждого вида туризма разные: «Одни и те же факторы, одни и те же обстоятельства по-разному повлияли на потребительское поведение, на перераспределение потоков между направлениями».
Начала Майя Ломидзе с въездного туризма: «Въездной туризм практически весь год снижался. Вначале были очень оптимистичные ожидания – мы об этом говорили в начале летнего сезона, – прогнозы были очень радужные, и индустрия ожидала увеличения потока от 10% до 25%. Но эти прогнозы не сбылись, и на протяжении трех кварталов спрос либо снижался, либо стагнировал. На это повлиял целый ряд факторов, который для других видов туризма оказался позитивным, но для въездного оказался негативным. Еще до конца сентября мы ожидали, что будет снижение практически по всем направлениям, но ситуацию переломила новость о введении безвизового режима с Китаем и с Саудовской Аравией. И уже во вторую половину последнего квартала этого года мы видим небольшое увеличение въездного потока. Понятно, что за полтора месяца с момента отмены виз в ноябре турпоток не мог возрасти до такой степени, чтобы переломить тенденцию всего года. Поэтому, по предварительной оценке, въездной турпоток останется либо на уровне прошлого года, либо подрастет максимум на 4 – 5%, и эта динамика достигается в первую очередь за счет китайских туристов. (…) В общем объеме всех въезжающих в РФ иностранных туристов Китай занимает почти 50%».
Как сообщила директор АТОР, отмечается любопытное изменение потребительского поведения приезжающих в Россию иностранных туристов: «Если до 2020-2022 года продукт в основном был направлен на ознакомление с историей нашей страны, достопримечательностями, с культурой, то сейчас речь идет об ином продукте. Туристы, которые к нам приезжают, хотят получить неповторимые и незабываемые впечатления. Это стало основой для того, чтобы у нас немножечко расширился сезон. Это то, о чем много лет мечтали туроператоры по въездному туризму. Они хотели, чтобы туристы приезжали к нам не только летом, но и зимой. И сейчас это произошло. Но при этом следует помнить, что пока цифры небольшие: общий поток въезжающих в Россию туристов не достигает двух миллионов человек. Это очень мало для нашей страны. Расширение сезона объясняется тем, что нашим гостям нужны незабываемые впечатления, а наша зима такие впечатления может, безусловно, подарить».
По ее мнению, такое изменение потребительского поведения объясняется тем, что теперь туристы едут к нам в основном из арабских и азиатских стран. Еще одним фактором стало укрепление рубля, отметила Майя Ломидзе: «В связи с укреплением рубля туры в Россию стали дороговатыми для многих иностранных туристов, в том числе и для обеспеченных жителей некоторых стран Ближнего Востока. Тем не менее поток из этих стран в этом году вырос. Это говорит о том, что даже при недостижении рекордных показателей, то есть мы не дошли до уровня 2019 года, тем не менее, с точки зрения доходности, ситуация не самая плохая. Не могу не отметить те страны, которые в 2025 году показали невероятный прорыв: это Саудовская Аравия (+20%), Таиланд, Вьетнам, Малайзия (+20%), Оман (+100%)».
Говоря о прогнозах на 2026 год, Майя Ломидзе сообщила, что перспективы у въездного туризма очень неплохие даже с учетом укрепления рубля и вопросов безопасности, связанных с перелетами.
По ее словам, на внутренний туризм укрепление рубля, ограничения на перелеты и закрытие Анапы повлияли самым серьезным образом: «Да, в этом году туристические потоки во многих регионах увеличились, но динамика была также ниже ожиданий, как во въездном. Напомню, что в начале сезона ожидался прирост порядка 10 – 15%. Но лидирующие на внутреннем рынке направления такую динамику не показали. В Краснодарском крае по понятным причинам даже произошло снижение: такое емкое направление как Анапа практически выпало. Перераспределения этого потока по другим направлениям практически не произошло, а если даже и произошло, то не в полном объеме».
Однако прирост турпотока в Санкт-Петербурге только в организованном туризме превысил 7%, прирост по Ставропольскому краю и Калининграду – более 5%, а абсолютным рекордсменом стал Крым с приростом более 60%. По мнению аналитиков АТОР, такая успешность крымского направления объясняется, прежде всего, ценами: Крым был одним из немногих направлений внутри страны, которое либо не повысило цены по сравнению с прошлым годом, либо повысило их в пределах 10%. Как считает Майя Ломидзе, это обстоятельство говорит о том, что чувствительность нашего путешественника к стоимости отдыха в этом году достигла своего предела, и дальнейшее повышение цен, даже связанное с объективными обстоятельствами, может привести к снижению спроса.
Сергей Ишков.
Фото «Московской правды»















