Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > РАСКОЛ. ЧАСТЬ 4

РАСКОЛ. ЧАСТЬ 4

В мае 2017 года президент Путин приезжал в Рогожскую слободу – исконный центр староверов, сейчас известный еще и как историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода».

«Вы совершили сегодня, я думаю, историческое событие. Впервые за историю старообрядчества, за 350 лет, глава Русского государства посещает старообрядческий духовный центр, за что мы вам очень благодарны», – сказал предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий.

Президент Путин и до того, и после не раз встречался с духовным лидером российских старообрядцев, но приезд в Рогожскую слободу, экскурсия, фотографирование с иерархами церкви у Покровского собора – демонстративный акт, рассчитанный на громкий резонанс и определенное понимание как в широких общественных, так и в узких церковных кругах.

Президент Владимир Путин и иерархи старообрядческой церкви у Покровского собора в Рогожской слободе.

Ведь к тому же приезд главы государства негласно оказался приурочен к 350-летию окончания Большого Московского собора, на котором старообрядцев объявили еретиками и раскольниками, предали анафеме. Такие визиты расцениваются как изменение внутренней политики государства к старообрядцам, как сигнал: «Пора мириться, 350 лет прошло…» И 400-летие протопопа Аввакума – громкий, очевидный этап и повод для такого примирения.

Еще раньше, в 2016 году, президент Путин поддержал инициативу митрополита Корнилия о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, почитаемого у старообрядцев как исповедник и священномученик. Затем глава государства поручил правительству принять участие, разработать и осуществить план совместных мероприятий. Была создана рабочая группа с представительством заинтересованных сторон. Но… Здесь нельзя не упомянуть о конфликте в церковной среде.

В России две основные, не считая мелких обособленных общин, старообрядческие церкви. Самая крупная, более 370 приходов, Русская православная старообрядческая церковь, и вторая по значимости – Русская древлеправославная церковь, около 80 приходов.

В сентябре 2020 года Московский патриархат РДЦ объявил о выходе из рабочей группы. Высшие иерархи РПЦ, РПСЦ и РДЦ не прокомментировали происшедшее, но священнослужители рангом ниже обменивались резкими публичными выступлениями в прессе, в социальных сетях, с перечисление взаимных претензий, изложением принципиальных позиций. Не будем их здесь цитировать, дабы не умножать поводы для раздора.

Значит, все равно нет мира под оливами? В какой-то степени да. Но – лишь в какой-то степени. Потому что, помимо разногласий иерархов, есть жизнь паствы, то есть рядовых граждан. А также деятельность правительственного, чиновного аппарата, который выполняет поручение президента и готовит цикл мероприятий к 400-летию протопопа Аввакума.

И здесь они – бытование рядовых старообрядцев и деятельность правительственных чиновников – ведут к одной цели,  к одному результату.

При словах «старообрядческое село» и «старообрядческие нравы» тут же возникает стереотипная картина: что-то мрачноватое, темно-серое, аскетическое, некое сознательное ограждение от нашего общего мира, включая образование, достижения науки и техники. В предыдущем очерке я приводил пример, как мальчик из староверской заимки сам изобрел и сделал динамо-машину, мини-электростанцию из… прялки.  При этом он не знал законов электротехники, потому что в школу не ходил, запретили старшие. Да, в некоторых краях и областях есть общины, которые живут замкнуто, отдельно, никого не пускают в свой мир и, разумеется, сами не участвуют в другой жизни…

Но далеко, далеко не везде. Пример – старообрядческие села Бурятии. Они красочные и веселые, как детские рисунки. Никакой мрачности, серости, угрюмости. Села Десятниково и Большой Куналей, например, признаны самыми красивыми в России.

Дома староверов в бурятских селах
Жительницы села Большой Куналей

Вспомним и повторим: патриарх Филарет в 1627 году запретил ряженье, колядование и обрядовые языческие игры, патриарх Иосиф велел бороться нещадно со скоморохами. Царь Алексей в грамоте 1648 года запретил все игрища, увеселения: медведей не водить, не петь, не плясать, на качелях не качаться, домры, сурны, гудки и гусли сжечь, а кто ослушается – бить батогами. Стоглавый собор Русской православной церкви в 1551 году подтвердил старый устав и верность старым обрядам, а также предписал всячески изничтожать в народе игрища и празднества. На Руси железной рукой вводилась аскеза.

Однако время смягчило каноны, жизнь берет свое. И сейчас в каждом старообрядческом бурятском селе по несколько фольклорных артистических коллективов.

Семейный этнографический ансамбль из села Тарбагатай
Девушки из села Десятниково

Эти села Забайкалья – не единичный и уж тем более не частный случай. В Бурятии, при общей численности населения республики в 986 тысяч человек, живут 200 тысяч прямых потомков тех старообрядцев, что были высланы сюда по велению властей два с половиной века назад. «Наши старообрядцы при своей самобытности открыты для всего самого современного и прогрессивного», – говорит Сергей Чебунин, хормейстер этнографического ансамбля «Судьбинушка» из села Тарбагатай. В 2006 году в Тарбагатае открыли Музей истории и культуры старообрядцев, созданный местным священником отцом Сергием. В нем около 700 экспонатов.

Казалось бы, вот где простор для федерального телевидения. Ан нет. Мы мало знаем о современной жизни староверов. Между тем ЮНЕСКО внесла культуру забайкальских старообрядцев в ряд шедевров всемирного нематериального наследия человечества.

Теперь вернемся к скучным словам «мероприятия на правительственном уровне», намеченные в рамках 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. За администрацией – общее руководство, финансирование, помощь, в целом – главное, то есть – обеспечение. Ведущая исполнительская роль, разумеется, отдается научным, художественным, литературным, общественным организациям и институтам. Свои программы и планы разработали Российская академия наук, Российская государственная библиотека, Государственный исторический музей, Российская академия художеств, Государственный архив, союзы писателей, департаменты культуры Республики Коми, Республики Бурятия, Алтая, Тувы, Хакасии, Новгородской, Нижегородской областей…

Намечены международная конференция и Всемирный старообрядческий форум.

Увы, все планы сорвала  пандемия коронавируса. Мероприятия перенесены на 2021 год. Но в любом случае они будут проведены, станут значимым событием в российской жизни. И страна больше узнает о староверах, ревнителях старой веры, старого обряда вероисповедания – о людях, которые живут рядом с нами, вместе с нами, составляя один народ, между прочим. И хорошо бы подключить ко всем этим масштабным мероприятиям художественные коллективы старообрядцев из всех краев и областей. С широким освещением по телевидению.

Таким образом, от забайкальских, алтайских, нижегородских сел до коридоров кремлевской администрации, министерств, ведомств и академий произойдет то, что называется обыкновенным культурным взаимодействием. Таким образом, старообрядческая история и культура предстанут как общественно обозначенная составная часть общероссийской многонациональной культуры, российского общекультурного пространства.

А культура – единственный способ сближения, узнавания, взаимодействия, устранения какого бы то ни было непонимания и тем более – противостояния.

Культура и непонимание, культура и противостояние – антиподы. Общественная атмосфера, обыкновенная сегодняшняя жизнь миллионов православных, которые в повседневности не разделяют себя по обрядам, в любом случае въявь показывает бесплодность и бессмысленность многовековой, существующей и поныне распри в верхах. Таким образом, государственный политический курс окажет решающее влияние на позиции сторон, приведет к согласию и примирению церквей, 350 лет живущих в расколе.

ПОСТСКРИПТУМ. ИРОНИЯ ИСТОРИИ И СУДЬБЫ.

На том же Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов, который объявил старообрядцев еретиками и предал анафеме, Патриарх Никон, с чьим именем прежде всего связываются реформы и раскол церкви, был лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку. Подспудной причиной стало то, что он забрал много власти, титуловался Великим Государем, выдвинул учение о том, что «священство выше царства». Но это уже другая глава истории.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

На снимке: Глава Русской Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий и президент РФ Владимир Путин.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top