Как говорится, вы поставите нас в тупик своими вопросами. А мы вас своими ответами.
Все знали, что наша сборная слаба, сера и привыкла играть в медленный академический футбол эпохи развитого социализма. Но все делали вид, что верили в наших парней. Исходили брызжущим оптимизмом. И только при счете 0:3 в матче с Уэльсом стали проскальзывать нотки, выдававшие неуверенность штатных комментаторов в конечном успехе: мол, пятнадцати минут маловато, но если включится второе дыхание…
Так и с санкциями. Все заранее знают, что решение мирового правительства в лице «семерки» окончательное и обжалованию младшими членами разного рода атлантических сообществ не подлежит. Не для того их скупали задешево для формирования свиты известных королей. Основные решения массовке сообщают буквально в прихожей, а разрекламированный принцип консенсуса используют исключительно для выбора блюд для заключительного банкета.
Но, тем не менее, у нас взахлеб постоянно цитируют то греческого премьера, то австрийского президента, то словака, то итальянца, которые осторожно выражаются в стиле «да, но…». Мол, санкции, конечно, контрпродуктивны и для нас, малых, убыточны, но есть дисциплина союза. Рады бы в торговый с Россией рай, да союзные обязательства не пускают.
Но вернемся к футбольным аналогиям. Раньше считалось, что такие континентальные чемпионаты – лучшая футбольная ярмарка. Каждый игрок стремился показать себя, чтобы повысить свою личную капитализацию. Получить приглашение из топ-клуба, сделать шаг в своей карьере. Но это не случай наших игроков, прозванных олигархами в трусах. Нигде их высокий талант не будет столь же высоко оценен, как дома, благодаря тщеславию наших газовых и нефтяных боссов. Тех, что городятся своими сомнительными игроцкими приобретениями, как некогда помещики умелыми мастерами. А значит, ради чего ломаться? По контрактам свои долларовые миллионы игрецы все равно получат. Главное – продлить свое спортивное долголетие. Футболист трусит по полю. А денежки идут.
Вот и малые европейцы постоянно подмигивают Москве, делают примирительные жесты. Приезжают на всяческие форумы, где с аппетитом поглощают экзотические закуски, но прекрасно понимают, что реальные деньги – это субсидии из общего европейского бюджета, куда основные взносы делают истинные хозяева союза. И фактически все их бунтарские высказывания выглядят мелким внутрисемейным шантажом в адрес реально власть предержащих: дайте еще, а то ведь можем и с русскими роман закрутить. В их самостоятельность особо не верят, но денег еще подкинут.
Наконец, как только утихнет глас возмущенной общественности по поводу французского провала, как Виталий Мутко выдаст порцию примирительных обещаний, что, мол, вот к мировому первенству, где и стены наскоро построенных стадионов будут помогать, мы подойдем в другом состоянии. Все, кому положено по должности, сделают вид, что верят. Разве спортивный министр когда-то нарушал свое слово?
Так и санкции – вернее их потенциальная отмена когда-то потом, в будущем – напоминают морковку, которой постоянно размахивают перед нашим носом. И опять же все будут хором заверять, что репрессалии вредят всем сторонам, что пора найти пути к их отмене. Вот только зашедшие в тупик Минские соглашения мешают. А так мы хоть завтра договоримся…
Нашим футбольным фигуристам явно ноги мешают, а нашим политикам?