КТО УСЛЫШАЛ ЗОВ ВОСТОКА

В галерее «ARTSTORY» (Старопименовский пер. 14) открыта выставка«Очарованные Востоком. Феномен «туркестанского авангарда».

«Кто услышал зов Востока, тянет всех туда назад». – изрек в своем знаменитом стихотворении «Мандалей» Редьярд Киплинг. Этот «бард британского империализма» по-своему любил Восток, и непозволительно хорошо его понимал (чего Восток – ох, как не любит, предпочитая оставаться «таинственным и непостижимым»).

Сегодня в бывших советских республиках, ныне самостоятельных государствах, считается хорошим тоном обвинять Россию во всех бедах прошлого и настоящего и одновременно непомерно возвеличивать свою древность, в частности, средневековье. Но если посмотреть непредвзято, то русская революция для национальных окраин империи, закосневших в самом допотопном средневековом феодализме, была явлением прогрессивным. Она принесла народам тогдашнего Туркестана идеи свободы, прогресса, грамотность, земельную и водную реформы, равноправие женщин. И хотя «товарищи Суховы» зачастую делали многое топорно, по-медвежьи, это было движение вперед.

А. Волков. «Шествие караванов на фоне мазаров».1917.
А. Волков. «Шествие караванов на фоне мазаров».1917.

Именно тогда, в 1920-30-е годы пришло в Туркестан новейшее европейское и русское искусство. Причем, если в христианских Грузии и Армении оно легко стало «своим», то в республиках ислама молодым художникам, представлявшим левый фланг искусства, его пришлось прививать с нуля.

Сюда приехали Александр Волков, Александр Лабас, Михаил Курзин, Александр Николаев (Усто Мумин), Надежда Кашина, Амшей Нюренберг, Николай Карахан, Владимир Фаворский, Урал Тансыкбаев, Чингиз Ахмаров и другие. Они с энтузиазмом включились в художественную жизнь Туркестана: участвовали в реставрации памятников старины, создавали художественные училища, открытые для всех. Местных художников и приехавших из России их коллег связывали личная дружба, поездки в горы на пленэры, совместные проекты. Так были воспитаны первые поколения живописцев, графиков, скульпторов, ставших гордостью своих республик. И родился необычный культурологический гибрид, объединивший новейшие достижения русского и европейского авангарда и древние традиции Востока: «туркестанский авангард».

Н. Кашина «Колхозные заботы» (часть триптиха).1963.
Н. Кашина «Колхозные заботы» (часть триптиха).1963.

Но процесс отнюдь не был односторонним. Русские художники усердно работали. Новые для них природа, быт, обычаи, человеческие типажи давали обильный материал для творчества. И главное – они столкнулись с феноменом беспредметного искусства – расписными шелковыми тканями, цветной керамикой, коврами, созданными безвестными народными мастерами задолго до Кандинского и Малевича .Среднеазиатская система кодирования образов реального мира в каллиграфию, в геометрические орнаменты оказала большое влияние на российских авангардистов и их полотна приобрели яркий и своеобразный местный колорит. Вот тогда-то и услышали они «зов Востока» и на всю оставшуюся жизнь попали под его очарование.

В экспозицию выставки вошли более 150 работ – живопись, графика и керамика, художников разных возрастов, связавших свою жизнь и творчество с Туркестаном. Представлены работы из собраний галереи «ARTSTORY», «На Чистых прудах», «Ковчег», а также из частных коллекций.

Выставка открыта до 31 июля.

Олег Торчинский

13 июля в рамках проекта «Очарованные Востоком» в галерее состоится показ и обсуждение документального фильма о легендарном коллекционере Игоре Савицком.

Игорь Витальевич Савицкий – не просто известный собиратель запрещенного в СССР «авангарда». Он создал в столице Каракалпакии Нукусе уникальный музей нонконформистского искусства. Автор сценария и режиссёр фильма «Страсть Игоря Савицкого» (2015) – Али Хамраев. Своими воспоминаниями о коллекционере делится художник Александр Волков, друживший с Савицким многие годы. На показе будет присутствовать художник Александр Кедрин.

Начало — 19:00. Вход свободный.

О. М.