В галерее «ARTSTORY» (Старопименовски
«Кто услышал зов Востока, тянет всех туда назад». – изрек в своем знаменитом стихотворении «Мандалей» Редьярд Киплинг. Этот «бард британского империализма» по-своему любил Восток, и непозволительно хорошо его понимал (чего Восток – ох, как не любит, предпочитая оставаться «таинственным и непостижимым»).
Сегодня в бывших советских республиках, ныне самостоятельных государствах, считается хорошим тоном обвинять Россию во всех бедах прошлого и настоящего и одновременно непомерно возвеличивать свою древность, в частности, средневековье. Но если посмотреть непредвзято, то русская революция для национальных окраин империи, закосневших в самом допотопном средневековом феодализме, была явлением прогрессивным. Она принесла народам тогдашнего Туркестана идеи свободы, прогресса, грамотность, земельную и водную реформы, равноправие женщин. И хотя «товарищи Суховы» зачастую делали многое топорно, по-медвежьи, это было движение вперед.
Именно тогда, в 1920-30-е годы пришло в Туркестан новейшее европейское и русское искусство. Причем, если в христианских Грузии и Армении оно легко стало «своим», то в республиках ислама молодым художникам, представлявшим левый фланг искусства, его пришлось прививать с нуля.
Сюда приехали Александр Волков, Александр Лабас, Михаил Курзин, Александр Николаев (Усто Мумин), Надежда Кашина, Амшей Нюренберг, Николай Карахан, Владимир Фаворский, Урал Тансыкбаев, Чингиз Ахмаров и другие. Они с энтузиазмом включились в художественную жизнь Туркестана: участвовали в реставрации памятников старины, создавали художественные училища, открытые для всех. Местных художников и приехавших из России их коллег связывали личная дружба, поездки в горы на пленэры, совместные проекты. Так были воспитаны первые поколения живописцев, графиков, скульпторов, ставших гордостью своих республик. И родился необычный культурологическ
Но процесс отнюдь не был односторонним. Русские художники усердно работали. Новые для них природа, быт, обычаи, человеческие типажи давали обильный материал для творчества. И главное – они столкнулись с феноменом беспредметного искусства – расписными шелковыми тканями, цветной керамикой, коврами, созданными безвестными народными мастерами задолго до Кандинского и Малевича .Среднеазиатская система кодирования образов реального мира в каллиграфию, в геометрические орнаменты оказала большое влияние на российских авангардистов и их полотна приобрели яркий и своеобразный местный колорит. Вот тогда-то и услышали они «зов Востока» и на всю оставшуюся жизнь попали под его очарование.
В экспозицию выставки вошли более 150 работ – живопись, графика и керамика, художников разных возрастов, связавших свою жизнь и творчество с Туркестаном. Представлены работы из собраний галереи «ARTSTORY», «На Чистых прудах», «Ковчег», а также из частных коллекций.
Выставка открыта до 31 июля.
Олег Торчинский
13 июля в рамках проекта «Очарованные Востоком» в галерее состоится показ и обсуждение документального фильма о легендарном коллекционере Игоре Савицком.
Игорь Витальевич Савицкий – не просто известный собиратель запрещенного в СССР «авангарда». Он создал в столице Каракалпакии Нукусе уникальный музей нонконформистско
Начало — 19:00. Вход свободный.
О. М.