МЫ – ЭХО ДРУГ ДРУГА

12 июля, ровно год назад ушел из жизни наш дорогой друг, великолепный актер, талантливый режиссер, народный артист России Сергей Николаевич Арцибашев.

АКТЕРОМ он был от Бога. Режиссерскую жилку почувствовал в себе в очень раннем возрасте, когда начал устраивать в маленьком сибирском поселке, где проживала семья, футбольные первенства дворовых команд. Не все в его жизни складывалось гладко и «с первого взгляда», но будучи явным лидером, он умел добиваться цели. Уступив настоянию отца в получении «серьезной специальности техника-электрика», отслужив в армии, выполнив все обязательства перед семьей, он оказался на актерском отделении Свердловского театрального училища. А перебравшись в Москву, стал студентом режиссерского курса М.О. Кнебель.

Юрий Любимов разглядел в 29-летнем режиссере огромный потенциал и пригласил к себе «На Таганку», где Сергей Николаевич поставил спектакль “Надежды маленький оркестрик”, сразу обратив на себя внимание театральной общественности. В 1989 он уже – главный режиссер Московского «Театра комедии». Работоспособность просто феноменальная: за два года ставит пять (!) спектаклей. А в год развала СССР, на базе театра основывает «Театр на Покровке», репертуар которого ориентирован на русскую классику – Гоголь, Островский, Грибоедов, Тургенев, Достоевский и, конечно же, обожаемый Чехов.

Он много ставит в Москве: в театре Сатиры, в «Маяковке», «Новой опере». Но именно «На Покровке» Арцибашеву удается создать театр совершенно удивительный: философский, тонкий, ироничный. Артисты «Покровки» высоко держат марку – это одна из сильнейших и самых интересных на сегодняшний день трупп в Москве. Здесь работа проходит в паре метров от зрителя, что требует абсолютной органичности и предельной искренности. Зал полон всегда, ибо попав сюда единожды, становишься поклонником «Покровки».

В первую очередь, это заслуга самого Арцибашева, режиссерский почерк которого отличался голографичностью создаваемых образов, несущих в себе не только второй, но и третий, четвертый планы. В освоении пространства он двигался во всех направлениях сразу: ввысь – к философским обобщениям, вширь – к типажной, социальной узнаваемости, вглубь – к психологическим тайникам личности.

В 1991 «Покровка» потрясла театральную Москву неординарной постановкой «Трех сестер». Режиссер, талантливо освоив существующее коридорное пространство, предложил зрителю самому поучаствовать в именинах чеховской Ирины.

В неординарном прочтении «Месяца в деревне» (1993), во след за взбунтовавшейся стихией, он погрузил нас в водоворот разбушевавшихся женских чувств, исследовал их, и вывел к некоторым любопытным обобщениям, оправдав попутно каждого из участников тургеневского конфликта.

А в «Моем бедном Марате», свел трех арбузовских героев с ними же, самими, но уже преодолевшими сорокалетний, а потом и пятидесятитрехлетний рубеж. Столкнул лбами, предложив всерьез задуматься о приоритетах жизни.

Снова и снова вчитываясь в современную прозу Горина, Петрушевской, Володина, Вампилова, вдумчиво изучая хорошо известную классику, Арцибашев стремился каждый раз открывать знакомых героев с неожиданной стороны.

Не случайно, поставив «Чичикова и К», он сделал упор на второй, малоизвестный том «Мертвых душ», ради которого Гоголь, кстати, и задумал написание всего произведения. Ибо в финале этой истории лежит глубокое покаяние главного героя.

Не случайно и то, что одним из последних спектаклей Арцибашева оказался лермонтовский «Арбенин». Не хорошо известный всем «Маскарад», а самостоятельное, мало кому известное, произведение Лермонтова «Арбенин», впервые поставленное на мировой театральной сцене именно Сергеем Николаевичем Арцибашевым. Это совсем другая история, совсем другой финал, и совсем другой, незнакомый зрителю герой – не мстительный ревнивец, опускающийся до убийства невинной жены, а сильный человек, способный понять, простить и отпустить запутавшуюся женщину. И эта трактовка – точное и бережное следование тексту самого Лермонтова! В этом – весь Арцибашев, в театре которого можно смотреть все и по несколько раз.

Год назад Сергей Николаевич ушел от нас. Ушел так же стремительно и тотально, как жил. Но иногда мне кажется, что сам Маэстро сумел загодя позаботился о том, чтобы его «детище» не осиротело без своего художественного руководителя. Большой удачей для труппы стал приход на пост главного режиссера в нынешнем году Геннадия Шапошникова, ранее приглашаемого Арцибашевым для работы над Чеховым. Первые постановки нового главного режиссера выявили родство душ и единство «группы крови» с коллективом, с такой бережностью создаваемого Мастером все эти годы.

В день памяти Сергея Николаевича артисты побывает на могиле своего бессменного художественного руководителя на Ваганьково, а вечером состоится премьера нового спектакля по рассказам Чехова в постановке Геннадия Шапошникова.

Алена Лапина

Добавить комментарий