12 июля, ровно год назад ушел из жизни наш дорогой друг, великолепный актер, талантливый режиссер, народный артист России Сергей Николаевич Арцибашев.
АКТЕРОМ он был от Бога. Режиссерскую жилку почувствовал в себе в очень раннем возрасте, когда начал устраивать в маленьком сибирском поселке, где проживала семья, футбольные первенства дворовых команд. Не все в его жизни складывалось гладко и «с первого взгляда», но будучи явным лидером, он умел добиваться цели. Уступив настоянию отца в получении «серьезной специальности техника-электрик
Юрий Любимов разглядел в 29-летнем режиссере огромный потенциал и пригласил к себе «На Таганку», где Сергей Николаевич поставил спектакль “Надежды маленький оркестрик”, сразу обратив на себя внимание театральной общественности. В 1989 он уже – главный режиссер Московского «Театра комедии». Работоспособност
Он много ставит в Москве: в театре Сатиры, в «Маяковке», «Новой опере». Но именно «На Покровке» Арцибашеву удается создать театр совершенно удивительный: философский, тонкий, ироничный. Артисты «Покровки» высоко держат марку – это одна из сильнейших и самых интересных на сегодняшний день трупп в Москве. Здесь работа проходит в паре метров от зрителя, что требует абсолютной органичности и предельной искренности. Зал полон всегда, ибо попав сюда единожды, становишься поклонником «Покровки».
В первую очередь, это заслуга самого Арцибашева, режиссерский почерк которого отличался голографичностью создаваемых образов, несущих в себе не только второй, но и третий, четвертый планы. В освоении пространства он двигался во всех направлениях сразу: ввысь – к философским обобщениям, вширь – к типажной, социальной узнаваемости, вглубь – к психологическим тайникам личности.
В 1991 «Покровка» потрясла театральную Москву неординарной постановкой «Трех сестер». Режиссер, талантливо освоив существующее коридорное пространство, предложил зрителю самому поучаствовать в именинах чеховской Ирины.
В неординарном прочтении «Месяца в деревне» (1993), во след за взбунтовавшейся стихией, он погрузил нас в водоворот разбушевавшихся женских чувств, исследовал их, и вывел к некоторым любопытным обобщениям, оправдав попутно каждого из участников тургеневского конфликта.
А в «Моем бедном Марате», свел трех арбузовских героев с ними же, самими, но уже преодолевшими сорокалетний, а потом и пятидесятитрехле
Снова и снова вчитываясь в современную прозу Горина, Петрушевской, Володина, Вампилова, вдумчиво изучая хорошо известную классику, Арцибашев стремился каждый раз открывать знакомых героев с неожиданной стороны.
Не случайно, поставив «Чичикова и К», он сделал упор на второй, малоизвестный том «Мертвых душ», ради которого Гоголь, кстати, и задумал написание всего произведения. Ибо в финале этой истории лежит глубокое покаяние главного героя.
Не случайно и то, что одним из последних спектаклей Арцибашева оказался лермонтовский «Арбенин». Не хорошо известный всем «Маскарад», а самостоятельное, мало кому известное, произведение Лермонтова «Арбенин», впервые поставленное на мировой театральной сцене именно Сергеем Николаевичем Арцибашевым. Это совсем другая история, совсем другой финал, и совсем другой, незнакомый зрителю герой – не мстительный ревнивец, опускающийся до убийства невинной жены, а сильный человек, способный понять, простить и отпустить запутавшуюся женщину. И эта трактовка – точное и бережное следование тексту самого Лермонтова! В этом – весь Арцибашев, в театре которого можно смотреть все и по несколько раз.
Год назад Сергей Николаевич ушел от нас. Ушел так же стремительно и тотально, как жил. Но иногда мне кажется, что сам Маэстро сумел загодя позаботился о том, чтобы его «детище» не осиротело без своего художественного руководителя. Большой удачей для труппы стал приход на пост главного режиссера в нынешнем году Геннадия Шапошникова, ранее приглашаемого Арцибашевым для работы над Чеховым. Первые постановки нового главного режиссера выявили родство душ и единство «группы крови» с коллективом, с такой бережностью создаваемого Мастером все эти годы.
В день памяти Сергея Николаевича артисты побывает на могиле своего бессменного художественного руководителя на Ваганьково, а вечером состоится премьера нового спектакля по рассказам Чехова в постановке Геннадия Шапошникова.
Алена Лапина