ДЕМОКРАТИЯ ПО-НЕМЕЦКИ

На сцене РАМТа премьера – спектакль «Демократия» по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна в постановке Алексея Бородина.

Западная Германия семидесятых годов, еще живы участники войны, их разделяет Берлинская стена и холодное противостояние двух лагерей – капиталистического и социалистического. «Капиталисты стоят на грани пропасти, – шутят между собой депутаты бундестага, – а что они там делают? Смотрят вниз на коммунистов!». Федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт (актер Илья Исаев) первый стал проводить политику сближения со странами восточного блока. Бывший журналист, преследуемый фашистами, он со студенческой скамьи боролся с режимом, создавал филиалы подпольщиков в Скандинавии, где провел годы эмиграции.

На посту канцлера Брандт совершил много добрых дел, в частности, добился признания ГДР и принятия ее в члены ООН. Но международная обстановка была непростая, и ГДР внедрила в ведомство канцлера ФРГ своего разведчика Гюнтера Гийома (актер Петр Красилов), ему удалось стать личным помощником Брандта. Биография Гийома не столь чиста: состоял в гитлерюгенте, воевал на стороне фашистов. Когда шпиона разоблачили, канцлеру пришлось подать в отставку. Расследование установило, что долгие годы Брандт знал о том, что его секретарь – шпион. Но, возможно, не только канцлер об этом знал…

Почему сегодня театр обратился к этой теме? «Моя пьеса показывает, какая невероятно сложная вещь – демократия, – рассказал Майкл Фрейн. – Вообще, любая политика – это попытка примирить непримиримое, и при демократии эти проблемы острее, ведь у каждого есть право голоса». Западную Германию тогда называли страной 60-ти миллионов самолюбий, а в Восточной «все пели с одного листа». Но время показало, что одну точку зрения нельзя навязывать обществу бесконечно долго.

Каждый из нас это своего рода демократия, примиряющая разные побуждения, идеи, цели, – считает драматург. Ему вторит худрук РАМТ Алексей Бородин: «Противоречие как таковое – очень интересная тема, и это пьеса о том, что вся жизнь – это противоречие, и человеческое стремление к однозначности неуместно».

Урок пьесы в том, что миропорядок невозможен, и надежды на лидеров бессмысленны. Надо просто смириться, что некоторые вещи в нашей вселенной недостижимы. Но движение к недостижимому и есть цель. Движение со смирением и без претензии на результат.

РАМТ показал динамичный спектакль, взгляд из России на Германию через Англию. Чисто мужской, в пьесе нет женских персонажей. Хотя у героев было в общей совокупности пять жен не считая любовниц.

Галина СНОПОВА.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x