ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Комитет Госдумы по энергетике создает рабочую группу по счетчикам – если проблему решим, председатель комитета Павел Завальный обещает каждому повесить на грудь по звезде.

В четверг на заседании комитета приняты важные промежуточные решения для продвижения мертвой проблемы энергобережения.

На заседании комитета создана рабочая группа по проекту изменений в статью 13 закона «Об энергосбережении». Декларирована цель повышения энергетической эффективности.

Программа энергосбережения не работает, и надо актуализовать стратегию. Проблема счетчиков стала системной. Где невыгодно платить по счетчикам, их ломают. Обязывающий законопроект будет отклонен.

Председатель комитета не хочет озлоблять народ, бабушек и дедушек. С другой стороны, если платить по счетчикам, население начинает экономить. Как такси: платить по тысяче в месяц — и будешь пытаться ездить даже во сне. Если по счетчикам решим, Завальный обещает повесить по звезде героя каждому. Комитет встретил идею председателя без энтузиазма.

Комитет принял за основу рекомендации по законопроекту об энергосбережении, где записано, что низкая энергоэффективность экономики любой страны приводит к высоким издержкам общества на энергообеспечение, создает условия для нарушения устойчивого энергоснабжения и затрудняет поддержание надежного уровня энергетической безопасности.

Проект Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года предусматривает такие меры, как налоговое стимулирование и нормативное регулирование энергетической эффективности и энергосбережения во всех секторах экономики России; переход на наилучшие доступные технологии; развитие системы стандартизации и маркировки энергоэффективности зданий и сооружений, оборудования и техники.

Комитет отметил, что разработка Стратегии выполняется в условиях отсутствия основных программных документов, предусмотренных законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Разработку Энергетической стратегии необходимо начинать с формирования текущего и перспективного топливно-энергетического баланса. Формирование топливного баланса России сталкивается с целым рядом проблем: недостаточное развитие нормативной базы; неполнота и недостаточно высокое качество статической информации; отсутствие единого методологического подхода для целей среднесрочного планирования на уровне федеральных и региональных документов; несогласованность федеральных, региональных и отраслевых энергобалансов.

Для разработки взаимосогласованных прогнозных энергобалансов страны, регионов и отраслей экономики требуется единая социально-экономическая основа, то есть прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики.

В качестве ключевого интегрального индикатора используется показатель «Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации» на 13,5% за счет реализации мероприятий программы энергосбережения.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемой воды, тепловой и электрической энергии. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии, а до 1 января 2015 года — приборами учета используемого природного газа.

В настоящее время требуемый в законе уровень оснащенности приборами учета так и не достигнут. Оснащенность жилых домов индивидуальными и общедомовыми приборами учета потребления энергоресурсов составляет: вода – 43%; электроэнергия – 57%; тепловая энергия – 51%; газ – 45%.

Затраты на установку, поверку, содержание, обслуживание, снятие и регистрацию показаний общедомовых приборов учета должны включаться в затраты по регулируемой деятельности или затраты по содержанию общедомовой собственности. Расходы на установку счетчиков компенсируются путем их амортизации и включению ее в тариф или в рамках целевых программ.

Опыт розничных рынков коммунальных услуг указывает на существование принципиального конфликта интересов поставщиков и потребителей при введении коммерческого учета количества и качества поставляемых энергоресурсов. Чаще всего этот конфликт обусловлен снижением доходов у поставщиков энергоресурсов и увеличением расходов у потребителей либо, наоборот, в зависимости завышен или занижен норматив на поставленные ресурсы. Большое количество конфликтов возникает из-за недостоверности данных коммерческого учета, когда проявляется умышленное искажение данных в интересах того или иного субъекта рынка.

На текущий момент в российском законодательстве отсутствует обязывающая и понятная процедура установки и передачи узлов учета и регулирования потребления энергоресурсов в возмездное (аренду) или безвозмездное пользование в эксплуатацию на баланс поставщика, сетевой или управляющей компании, что приводит к невозможности решения этого вопроса.

Отдельной проблемой остается неурегулированность вопросов, связанных с требованиями информатизации и дистанционного съема показаний с целью раскрытия информации и повышения достоверности измерений, оплаты конкретно потребленных ресурсов.

Достаточно серьезной проблемой являются действия (бездействие) потребителей, препятствующих установке и вводу в эксплуатацию ресурсоснабжающими и сетевыми организациями приборов учета.

Ресурсники обычно жалуются на потребителей, но желая все и сразу – свалить счетчики на жильцов и пользоваться ими как инструментом своих целей в своей собственности.

Комитет предложил правительству утвердить своим постановлением порядок составления топливно-энергетических балансов. Провести оценку потенциала энергосбережения в изменившихся социально-экономических условиях, в том числе целевых показателей проекта Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года.

Для решения проблем действующей системы расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги поддержать предложение по переходу на прямые расчеты и создание единого информационно-расчетного центра в каждом муниципальном образовании, поселении.

Лев МОСКОВКИН

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x