КТО ПЛАТИТ, ТОТ И ЗАКАЗЫВАЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Новая социология на тех же ржавых рельсах постмодернизма.

Нынешний понедельник открыл Российскую исследовательскую неделю 2017: технологии изучения настоящего и прогнозирования будущего. Запланировано большое количество мероприятий включая выставку в Сокольниках и двухдневную конференцию VII Грушинские чтения по социологии.

Началось сегодня в МИА «Россия сегодня» с пресс-конференци «Российская исследовательская неделя 2017: технологии изучения настоящего и прогнозирования будущего».

В ходе мероприятия раскрыты основные направления современной социологии. Как изменятся социологические исследования в ближайшие годы и десятилетия? Что дают исследователям новые инструменты: большие данные, онлайн-панели, технологии распознавания лиц, виртуальные витрины, геомаркетинговые решения?

Для освещения темы собрали конкурентов с разным мнением:  генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, президент ФОМ Александр Ослон и гендиректор компании «ГФК-Русь» Александр Демидов. Все получилось достаточно завершено и исчерпывающе, чтобы не топить себя в социологической избыточности.

С основным докладом выступил Федоров, представив итоги исследования человеческого поведения. Его презентация опубликована на сайте www.wciom.ru.

Согласно данным проведенного индустриального форсайта, идет процесс обратный тому, что происходило в России перед распадом Союза. Тогда советские люди готовы были социологам раскрыть душу, радуясь тому, что их мнение стало кому-то интересным. Сейчас не только в России, но и во всем мире наблюдается усталость от опросов. Никто не хочет отвечать на длинные анкеты. Сказывается также турбулентность и падение потребительского спроса.

Наблюдается ускорение изменений ценностных установок и модели поведения человека. Феномен connected people: постоянно на связи, без нее возникает цифровая абстиненция. Старение и рост инфантилизма в обществе. Рост мобильности населения вопреки попыткам возводить стены, а не мосты. Рост индивидуализации и мозаичность.

Технологические тренды состоят в чипизации и возможности тотальной фиксации поведения индивидуума в современном мире. В какой-то степени это опросы без опросов. Использование Big Data для прогноза поведения людей и потребностей индивидуума. «Уберизация» — как повсеместное создание IT-платформ для прямой связи потребителя и поставщика услуг без посредников по примеру рынка такси.

Рынок персональных данных России практически отсутствует по сравнению с США, у нас чуть более четверти млрд долл. Причем после пика в 2013 году произошло существенное сокращение.

Сегодня в мире 1,9. млрд устройств, подключенных к Интернету. Россия на 49 месте, но развиваемся быстрее среднемирового тренда. 70,4% россиян подключены к Интернету, два года эта доля не растет. 56 млн россиян подключены к мобильному Интернету.

В мире растет доля людей, предпочитающих простой доступ к Интернет-ресурсам. Им быстро надоедает, если надо повозиться. Россияне являются техноэнтузиастами и из-за сложностей не отказываются. 59% учатся совершать покупки более эффективно и лучше чем раньше. В 16 году 26% совершали покупки в Интернете. В мире on line исследования выходят на первое место. В России они на втором месте.

Остался вопрос: какую долю в поведении человека составляет потребительство? Внятного ответа нет. С постмодернистской концепцией далеко не все согласны, но она продолжает подавать все поведение человека как потребительство.

Однако и без этого не следует забывать, что социология – это не прогноз, потому что прогноз есть совсем другая профессия. Социологам многое удалось в решении двух хронических проблем: извлечения смысла из массивов данных преодоление фейковой псевдореальности.

Остается то, о чем честно говорит директор ВЦИОМ: социологические исследования проводятся по заказу. Кто платит, тот и заказывает.

Лев МОСКОВКИН.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x