МИНТРУД РЕШИЛ ДОБИТЬСЯ НЕСНИЖЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Минтруд решил добиться неснижения доходов населения. О повышении – вопрос к Минфину и Минэку

Правительственный час на пленарном заседании Госдумы в среду прошел на редкость содержательно. С информацией выступил Министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Министр начал с того, что прошедший 2016 год был не совсем позитивным с точки зрения развития ситуации в социальной сфере. Это, прежде всего, отразилось на показателях снижения реальных доходов населения. Показатель составил чуть меньше 95%, то есть на пять с лишним процентов реальные доходы населения упали, и это является главным вызовом. Были приняты системные решения, которые позволят в течение 2017 года выправить ситуацию и в течение этого года не допустить снижения доходов.

Прежде всего решение о выплате ежемесячной денежной выплаты 5 тысяч рублей всем пенсионерам. Это более 43 миллионов пенсионеров,.

Мы вернулись к стандартному механизму на основании законодательства об индексации пенсий неработающим пенсионерам, и проиндексировали их с 1 февраля этого года на 5,4% строго в соответствии с фактической инфляцией прошлого года.

Впервые в российском законодательстве было принято решение о том, что мы перешли с 1 февраля 2017 года на индексацию по фактической инфляции всех федеральных социальных выплат. Это и ежемесячные денежные выплаты льготным категориям, это пособия по линии Фонда социального страхования, и другие виды обеспечения пособиями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством.

Раньше индексировали по прогнозу инфляции, и потом либо принимали, либо не принимали решение о дополнительной индексации, что вело к неполной индексации пособий.

Ключевым направлением в восстановлении доходов, в том, чтобы реальные доходы росли, является ситуация с заработной платой. По итогам прошлого года наблюдается прирост 3%.

Основным направлением работы здесь является решение вопроса о приближении минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Создана рабочая группа под руководством Александра Жукова. Министр надеется, что удастся наконец-то этот узел развязать и определить темпы и сроки повышения и приближения, соответственно уравнивания МРОТ с прожиточным минимумом. Прорабатываются различные варианты.

Продолжается работа над погашением задолженности по заработной плате. Тема острая и особенно это касается предприятий в стадии банкротства или в предбанкротном состоянии. Есть определённые сложности где-то с конкурсной массой, где-то со сроками проведения конкурсных процедур. На 1 февраля долги по зарплате в размере 3,2 миллиарда рублей, это на четверть меньше, чем на 1 февраля прошлого года. То есть тренд мы обеспечиваем. До года увеличили право обращения в суд при наличии задолженности по заработной плате. Готовим новый пакет поправок, чтобы обеспечить защиту прав работников. Идут дискуссии с работодателями и профсоюзами. Понятно, объединения работодателей не поддерживают такие инициативы.

В том же году приняли совершенно новое для Российской Федерации законодательство о независимой оценке квалификаций. И в рамках этих законов сейчас подготовлена вся необходимая нормативная база, все постановления правительства. Система набирает обороты. Мы исходим из того, что в рамках этой независимой оценки это будет оценка именно профессиональным сообществом, сообществом работодателей.

В прошлом году в связи с непростой ситуацией пришлось поддержать 34 субъекта Российской Федерации, и федеральный бюджет выделил 2,2 миллиарда рублей для того, чтобы в этих регионах в случае возникновения непростых ситуаций с предстоящими увольнениями, либо с простоями на производстве, чтобы работники могли в это время заняться другой деятельностью без потери в заработной плане, либо же получить новые знания, то есть переобучиться, научиться новым технологиям или программам бережливого производства. Вот 34 регионам такая помощь была оказана, и почти 100 тысяч человек прошло участие в этих программах.

В этом году с учётом того, что, по нашим оценкам, ситуация на рынке труда стабилизировалась, мы пока таких решений не принимали.

В правительстве готовится предложение по статусу самозанятых граждан. Работу ведёт Министерство юстиции, мы принимаем активное участие в подготовке законопроекта и тоже надеемся, что он даст возможность, очень серьёзную возможность легализации.

Аудитор Счётной палаты Владимир Катренко сообщил, что Минтруд является ответственным исполнителем по трём госпрограммам: «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения» и «Доступная среда». Предусмотренные федеральным бюджетом средства на реализацию госпрограмм использованы практически в полном объёме, от 97 до 99%. Однако поскольку изменения в госпрограммы не вносились, а экономическая ситуация менялась, объём бюджетных ресурсов не был увязан с их показателями, что могло сказаться на уровне их исполнения. Так в 2015 году из 16-ти показателей госпрограммьт «Социальная поддержка граждан» плановые значения не были достигнуты по четырём, в том числе по одному из двух программных показателей. А именно по численности граждан с доходами ниже прожиточного минимума в%х от общей численности населения.

Вместо снижения с 10,8% в 2014 году до 10% к 2016 году они увеличились практически в 1,5 раза, к 1016 году до 14%. Из 20-ти показателей госпрограммы «Доступная среда» не были достигнуты плановые значения по четырём. По программе «Содействие занятости населения» не исполненными оказались 13 из 29-ти показателей, имеющих плановые значения. В частности, постоянно не исполняется показатель отношения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда.

Ситуация с бедностью развивается в противоположном направлении от определённого госпрограммой «Социальная поддержка граждан». Социальная поддержка — это лишь часть и, возможно, не главная тех мер, которые государство должно предпринимать для борьбы с бедностью. Очевидно, что решение проблемы лежит также в сфере совершенствования трудовых отношений, обеспечения достойного уровня заработной платы, пенсионного обеспечения.

Депутат Олег Нилов давно предлагал ограничить зарплаты топ-менеджеров госкорпораций и госпредприятий. Их зарплата в тысячи раз больше, чем зарплата простых трудящихся в бюджетной сфере, в сотни раз больше, чем зарплата министра и даже президента. Но заключение правительства отрицательное. У вас не получается ни поднять МРОТ для трудящихся и вы против того, чтобы ограничить зарплаты вот этих гениев, выдающихся таких эффективных менеджеров. Может быть, если у вас не получается, пусть они придут в правительство и сделают так, чтобы хватало денег миллионам бюджетников и пенсионерам.

Топилин объяснил, почему он против. Всё дело в том, что там, где государство может влиять на эти процессы, там это сделали. Приняли все необходимые поправки в Трудовой кодекс по бюджетным организациям, по федеральным государственным унитарным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям. Здесь же, где речь идет о самостоятельно хозяйствующих субъектах, есть другие инструменты. Не надо это в законодательство вносить. Есть поручение по анализу этой ситуации. «Почта России», это ФГУП, поэтому идут следственные мероприятия по этому вопросу, и в рамках следственных мероприятий выносятся соответствующие решения.

Алексей Куринный обратил внимание на системное невыполнение положений закона «О государственной социальной помощи», льготное  лекарственное обеспечение норматив на 2016 год 807 рублей — это 50% от потребностей. На санаторно-курортное лечение в 2016 году было выделено 46,6 миллиона, это только 20% от потребностей. 124 рубля в сутки установили норматив, в то время как реальная потребность 1200 рублей в сутки на санкурлечение. Результат — 15 представлений, 928 исков со стороны прокуратуры.

Топилин признал, что есть проблема с обеспечением.

Николай Коломейцев заявил, что его всегда удивляют коллеги, которые задают вопросы финансово-экономического блока Министру-громоотводу труда и социальной политики. Если бы поменять местами, то у нас же был коллапс. Вот если бы мы сюда Силуанова поставили на это место, а на фонды, не дай Бог там, Минэкономразвития, то был бы полный коллапс. Вы же смотрите вот отчёты Счётной палаты. Минтрудом подготовлено постановление правительства, которое упорядочивает порядок ограничения разницы в зарплатах и в ГУПах, и в государственных предприятиях. Надо сказать, Министерство экономического развития и Минфин баллотируют это дело, хотя там правильное предложение — чтобы вице-премьер согласовывал, если вдруг выше восьми разница средней зарплаты и топ-менеджера.

Коломейцеву непонятно, почему Минтруд артачится и не хочет всё-таки закон, который касается статуса социальных фондов. Ну что же мы 15 лет говорим, 15 лет в правительстве уже сменилось три состава или четыре, а закон, как проклятый, до сих пор не идёт.

Еще вопрос. Мы же ратифицировали кучу всевозможных конвенций. ООН говорит о том, что зарплата не может быть меньше меньше, чем 2 доллара в час. Ну, какой же, какие там специальные надо графики для того, чтобы МРОТ был не ниже прожиточного на территории?

Ну, и самое главное. Почему Минтруд артачится, что если в министерстве не разработают методику расчёта прожиточного минимума унифицированную для всех территорий, то никогда в жизни ни один губернатор не будет в условиях дефицита колоссального бюджета делать так, чтобы платить доплаты из своего бюджета, не потому что он не хочет.

Николай Коломейцев постоянно говорит в Думе о том, что Минфин с Минэком и Центробанк – главные тормоза нашего развития.

По словам Олега Шеина, средняя заработная плата у нас порядка 600 долларов официально. В Южно-Африканской Республике — 1300, причём цены мало отличаются, там где-то даже и меньше. Нелегальная занятость по оценкам Росстата 15 миллионов человек, по оценкам РАНХиГС, а это не шарашкина контора, порядка 30 миллионов граждан России работают неофициально. Это не их вина, это не какие-то самозанятые. Там есть доля предпринимателей неофициальных: водителей, предпринимателей, торговцев. Это в первую очередь наёмные работники. Доля неофициальной занятости составляет в общепите порядка 40%, в сфере услуг порядка 25%, в строительстве – 15%. Почему они стали неофициально занятыми? А потому что правительство ещё 17 лет назад разгромило прежние трудовые права, запретило забастовки, запретило право на переговоры всем профсоюзам, где численность составляет менее 50% от работников и ввело такие правила, при которых человек, который пытается защитить своё право на заработную плату, рискует быть уволенным на следующее же утро. У нас совершенно кривое распределение национального ресурса и одному проценту верхушки принадлежит порядка 70% социального богатства.

Михаил Тарасенко подтвердил, что 2016 год для нас был очень неудачным в социальном аспекте, и действительно, мы не индексировали пенсии работающим пенсионерам и на этом сэкономили 40 миллиардов рублей.

А кто-нибудь посчитал, сколько мы на этом потеряли? Сколько людей перестали работать и ушли в нелегальный сектор, с которым мы боремся, для того, чтобы получать индексированную, как неработающие, пенсию, и в то же время ещё прирабатывать себе.

Второй момент. С 2008 года мы не пересматриваем пособие по безработице — 4800 рублей. Это меньше, чем половина прожиточного минимума. Что в этой ситуации происходит? А мы поощряем теневую занятость, потому что на 4800 невозможно прожить, а устроишься на работу, не будешь получать пособие. А так он в нелегальном секторе работает, получает и 4800, и там что-то. Мы поощряем фактически нашими казалось бы правильными подходами, мы поощряем решения, которые работают против общества и против государства.

Нас убедили в том, что новая налоговая служба великолепно всё собирает. Стенограмму можно посмотреть, сказали: на 250 миллиардов Пенсионный фонд будет собирать больше. Прошли январь и февраль — где больше? Нет больше. А для чего же мы тогда это делали?

Развернулась кампания: НДФЛ снижать, если накопительную часть даёшь. НДС будут увеличивать, а отчисления в страховые фонды снижать. То есть фактически и замена социального страхования социальным обеспечением. Нельзя игнорировать принципы социального страхования.

Депутат Тарасенко считает, что Министерству труда в этих вопросах нужно быть зубастее. Потому что сегодня Минэкономразвития и Минфин предлагают вещи, которые просто противоречат логике и здравому смыслу. Им лишь бы сошёлся баланс. Наша задача совершенно другая.

Ещё один момент. Законопроект в соответствии с Европейской социальной хартией о праве представителей трудящихся участвовать в органах управления. Правительство делает отрицательное заключение. Почему Министерство труда соглашается?

Сегодня Тарасенко вынужден был настоять, чтобы сняли с рассмотрения законопроект о преимуществе заработной платы перед другими видами выплат, потому что правительство дало отрицательное заключение. Они не читали 173-ю конвенцию МОТ, которую мы ратифицировали. И защищать это в правительстве, прежде чем придет такое отрицательное заключение, должен был Минтруд. А в конвенции, которую мы ратифицировали, сказано: национальное законодательство или регламенты предоставляют требованиям трудящихся более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований и, в частности, с требованиями государства и систем социального обеспечения.

Такого обсуждения прежде не было. Главное. Не было такого, чтобы пришлось отвечать на вопросы. Соответственно названным министерствам придется принимать меры. Или меры будут приняты против них. Такая надежда есть.

Лев МОСКОВКИН

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x