ГОД ЭКОЛОГИИ. ДОСТИЖЕНИЯ, ПОРАЖЕНИЯ И «ЛЯПЫ»

Прошедший «Год экологии» был отмечен, по словам председателя комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, наряду с несомненными достижениями, серьезными поражениями и досадными «ляпами».

Главные достижения

Главным достижением 2017 года, по мнению Владимира Бурматова, стало «перемещение» проблем экологии в фокус общественного внимания, государственных интересов и экспертного обсуждения: «Это позволило поднять многие болезненные темы, которые не просто годами, а десятилетиями «лежали под сукном», стыдливо замалчивались либо не признавались».

Конкретным результатом этих перемен стало повышенное внимание к теме защиты животных и принятие законодательных мер, исключающих факты живодерства.

«Это важно не только, исходя из ценностей гуманного и цивилизованного общества, но и с учетом того, что многие преступники, совершающие противоправные действия в отношении граждан, когда-то начинали с преступлений в отношении животных. То есть, это еще и вопрос противодействия гораздо более тяжелым преступлениям», — подчеркнул председатель комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды.

Так, в 2017 году депутатами был внесены изменения в статью 245 («Жестокое обращение с животным») УК РФ, а также статьи 150 («Формы предварительного следствия») и 151 («Подследственность») УПК РФ. Установлены повышенные меры ответственности «за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли или страданий, а равно из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье». Наказание за это теперь составляет не 3 месяца ареста, как раньше, а лишение свободы до 3-х лет; размер максимально возможного штрафа составляет 80 тыс. рублей. Введена также возможность назначения судом обязательных работ на срок до 360 часов или исправительных работ на срок до одного года.

Кроме того, именно в «Год экологии» была возобновлена работа над комплексным законом «Об ответственном обращении с животными», который, по словам Владимира Бурматова, «лежал мертвым грузом» в Госдуме после первого чтения в марте 2011 года. Однако этот законопроект так и не успел пройти второе чтение в 2017 году.

Что касается уже рассмотренных экологических инициатив, одной из наиболее значимых стали поправка о раздельном сборе мусора, принятая депутатами на прошлой неделе. 26 декабря документ был одобрен Советом Федерации и в настоящий момент готовится к подписанию Президентом РФ.

«Наконец мы создали стимулы для бизнеса и граждан вести раздельный сбор мусора и убрали административные барьеры, которые были раньше (до внесения поправок это был лицензируемый вид деятельности)», – пояснил Владимир Бурматов.

В этом же законопроекте уточняются особенности утверждения регионами территориальных схем размещения отходов. Теперь они смогут утверждать их самостоятельно, но при обязательном проведении публичных слушаний.

«Когда чиновники самостоятельно определяют, где будет расположен мусоросжигательный завод, сортировочная станция или полигон, люди вынуждены выходить на митинги, потому что у них не остается другой возможности повлиять на это. Такие решения должны приниматься по итогам публичных слушаний и общественных обсуждений», – заявил, завершая перечисление основных достижений, Владимир Бурматов.

Главные поражения

Однако не одними достижениями, к сожалению, был отмечен прошедший год. Так, «главным его поражением», по мнению депутата, стало то, что ни одно из десяти поручений Президента РФ № Пр-140ГС от 24 января 2017 г. так и не было исполнено. Напомним, что указанные поручения были даны главой государства Правительству РФ по итогам состоявшегося 27 декабря 2016 года Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Среди них, в частности, введение в законодательство положений, предусматривающих: участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (срок исполнения до 1 июня 2017 года); гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов (срок исполнения до 1 июня 2017 года); гармонизацию законодательства в области обращения с отходами и законодательства, регулирующего перевозки грузов, в части, касающейся транспортирования отходов (срок исполнения до 1 июня 2017 года); определение понятия «экологическая информация», порядка доступа к ней и отнесение такой информации к общедоступной информации, размещаемой органами власти в Интернете в форме открытых данных (срок исполнения до 1 ноября 2017 года).

Причем, за каждым из этих поручений изначально были закреплены конкретные министерства-исполнители, но «воз» за прошедший год, так и не сдвинулся с места…

Главный «ляп»

Именно так определил Владимир Бурматов итоги провального голосования в Совете Федерации, состоявшегося 26 декабря 2017 года, по законопроекту,

запрещающему «деятельность контактных притравочных станций», где российские толстосумы ради потехи, за свои «кровно заработанные», травят собаками обколотых транквилизаторами диких животных. Зачастую жертвами таких «барских забав», по словам депутата, становятся списанные по возрасту цирковые животные.

«Запрет на контактную притравку принят в 70-ти странах мира, и отклонение этого законопроекта в Совфеде стало серьёзным ударом по Году экологии. Сейчас точно никто не знает, сколько таких учреждений работает в России — по разным данным, их число варьируется от 150 до 2 тысяч. Собаки рвут живых зверей, после чего пострадавшим животным не оказывают ветеринарную помощь. Это называется «живодёрством»!» — заявил Владимир Бурматов.

По его словам, на таких станциях зверей — чаще всего, енотов, лис, медведей, барсуков — держат в тесных клетках, чтобы снизить их подвижность, а также вырывают им клыки и когти, чтобы они не покалечили собак.

До этого законопроект был единогласно принят Госдумой РФ. Авторами инициативы выступили председатель палаты Вячеслав Володин, его первый заместитель Иван Мельников (КПРФ), вице-спикеры Ольга Тимофеева («Единая Россия») и Ольга Епифанова («Справедливая Россия»), глава комитета по экологии и охране окружающей среды единоросс Владимир Бурматов и другие парламентарии. Невзирая на это, Совфед этот законопроект отклонил. Сам Владимир Бурматов объяснил эти позорные итоги голосования результатом давления лоббистов, курирующих деятельность этого высокодоходного «бизнеса на крови»: например, притравка на дикого кабана стоит на таких станциях не менее 20 тыс. рублей.

Конкретные планы

Законопроект о запрете деятельности «притравочных станций», по словам Владимира Бурматова, будет доработан, и борьба за его принятие будет продолжена. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос законодательного обеспечения досудебной блокировки интернет-ресурсов с «живодерским» контентом.

Также в наступившем 2018-ом году планируется продолжить работу, связанную с реализацией реформы обращения с отходами, в частности, законодательно не отрегулированными остаются сферы обращения с медицинскими, строительными и промышленными отходами, которые нуждаются в нормативно-правовом обеспечении.

«В год образуется 2 млн. тонн медицинских отходов, включая патологоанатомические и инфицированные, которые сейчас вообще никак не учитываются и ничем не регламентируются. Эти отходы с территории медицинских учреждений может вывезти кто угодно, не имея лицензии на перевозку отходов в принципе. На полигон их, скорее всего, не пустят,

потому что никому не нужны инфицированные отходы. Поэтому обычно их сваливают в овраге или в лесу», – сообщил Владимир Бурматов.

С промышленными отходами, по мнению парламентария, ситуация не намного лучше: «Они составляют более 90% всех отходов, примерно 5 млрд. тонн в год, но никто не знает, что это за отходы и где они находятся, потому что сейчас они хранятся на промышленных площадках предприятий и не перерабатываются. Предприятия выводят их на забалансовые счета, проводят как сырье, а не как отходы, и ничего за это не платят».

В 2018 году депутаты планируют подготовить поправки в административное законодательство и установить зависимость санкций от степени тяжести нарушения (прогрессивная ответственность). Сейчас вне зависимости от того, в чем именно выражается несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, действующая редакция КоАП предусматривает единую ответственность. Так, например, гражданам грозит штраф в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб., а должностным лицам – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, могут быть внесены изменения в ст. 247 Уголовного кодекса «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». Указанная норма на практике не работает, отметил депутат, поскольку для того, чтобы привлечь нарушителя к уголовной ответственности, представителям правоохранительных органов необходимо доказать причинение ущерба окружающей среде. Однако законодательно не регламентировано, что именно может считаться таким ущербом.

Сергей ИШКОВ.

Фото автора.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x