АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕСОМНЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основной целью «круглого стола» в Общественной палате г. Москвы, посвященного состоянию столичного здравоохранения, являлась задача выяснить — «что хочет видеть среднестатистический москвич в столичной медицине?». Так ее, по крайней мере, обозначил глава Департамента здравоохранения Алексей Хрипун.

Как сообщила участникам мероприятия столичный омбудсмен Татьяна Потяева, на ее адрес за 2017 год поступило порядка 300 обращений от москвичей, недовольных качеством медицинского обслуживания:

«Это не много, но если понять, что это те обращения, которые сначала шли в органы исполнительной власти, непосредственно в учреждения здравоохранения, и в последней инстанции они попали в аппарат уполномоченного, то на них все-таки стоит обратить внимание».

Еще оной проблемой, на которую, по мнению Татьяны Потяевой, системе столичного здравоохранения стоит обратить особое внимание, является большое количество обращений в «скорую помощь», поступающих из образовательных учреждений: «Раньше в образовательных учреждениях были медики, которые оперативно принимали решение по незначительным травмам. Сейчас по самой маленькой травме вызывается «скорая помощь», которая и без того очень загружена (ред. – московская «скорая помощь» в среднем выезжает на 4 млн. вызовов в год!).

В своем докладе руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы Алексей Хрипун тоже указал на те актуальные проблемы, которые системе столичного здравоохранения еще предстоит решить. На первом месте среди них, по его словам, находятся вопросы повышения уровня квалификации кадров: «Уровень профессиональной подготовки медицинских работников существенно различается. Необходимо обеспечить условия для непрерывного совершенствования знаний и умений сотрудников городских больниц и поликлиник».

На втором месте (по порядку, а не по значимости) находится вопрос доступности и качества медицинской помощи. По словам Алексея Хрипуна, в столице сохраняется неравномерная доступность различных медицинских услуг для населения: запись к «узким» специалистам, диагностические исследования, высокотехнологичная помощь. Есть ресурс для повышения качества оказания помощи за счет более широкого внедрения передовых лечебных технологий.

На третьем месте в перечне актуальных проблем находятся инфраструктурные и ресурсные вопросы. «Сохраняется потребность в проведении капремонта отдельных зданий медорганизаций. Технологическое оснащение необходимо поддерживать на уровне актуальных мировых стандартов», — констатировал глава департамента.

На четвертом месте (опять же — по порядку, а не по значимости) находятся проблемы взаимоотношений врача и пациента. Они оставляют желать лучшего. Необходимо создание корпоративной пациентоориентированной культуры в медицинских организациях и формирование ответственного отношения к своему здоровью, уважительного отношения к медицинским работникам у населения.

Несмотря на широкий спектр и сохраняющуюся актуальность всех этих проблем, Алексей Хрипун указал и на целый ряд несомненных достижений московского здравоохранения, которые позволяют смотреть в будущее с вполне оправданным оптимизмом.

«За последние 7 лет в московском здравоохранении произошли очень значительные изменения, которые коснулись всех направлений деятельности, начиная от инфраструктуры и заканчивая новыми технологиями, а также степенью удовлетворенности москвичей.

Мы сегодня имеем 249 медицинских учреждений. Я хотел бы обратить на эту цифру ваше внимание, потому что в начале 2011 года юридических лиц, которые имели отношение к московскому здравоохранению, было почти 800. Следовательно, мы прошли большой эволюционный путь по реструктуризации нашей работы. На старте мы имели неконкурентное, по сути, здравоохранение, которое проигрывало как частным или ведущим федеральным клиникам, так и, тем более, — зарубежным. А сегодня мы можем говорить о том, что московское здравоохранение стало компактным и технологичным. Основной объем стационарной медицинской помощи выполняют 35 крупных клиник, из них 30 многопрофильных. Они имеют объем работы больший, чем 7 лет назад, а результаты – намного лучше. 450 зданий районных поликлиник, которые мы имели на старте, были трансформированы в 86 объединенных поликлиник (46 – взрослых и 40 – детских), в состав которых входит от 3-х до, иногда, 8-ми филиалов. На 64 млрд. рублей было закуплено 120 тыс. единиц новой техники».

Результаты этих эволюционных преобразований уже очевидны: так, за этот период продолжительность лечения в стационарах (количество «койко-дней») сократилась в 2 раза. При этом не долеченными, по словам Алексея Хрипуна, никого не выписывают, на что указывает показатель летальности в трудоспособном возрасте, который за прошлый год достиг исторического минимума (307 случаев на 100 тыс. населения). По сравнению с аналогичным показателем за 2010 год – «минус» 28%! Средняя продолжительность жизни москвичей достигла почти 78 лет.

«Эти объективные критерии говорят о том, что здоровье москвичей улучшилось. Если говорить о доступности медицинских услуг в поликлиниках, то еще 3 года назад 25% москвичей не могли записаться на прием даже к терапевту, не говоря о наиболее востребованных «узких» специалистах. Сегодня 98% имеют возможность записаться на прием сегодня или завтра на прием к терапевту; максимальный срок записи к «узким» специалистам составляет сейчас 7 дней», — подчеркнул Алексей Хрипун.

С учетом всех этих несомненных достижений, как отметил член Общественной палаты РФ Николай Дайхес, Москве уже следует задуматься о развитии въездного медицинского туризма. Но это – цель, скорее, стратегического плана, достигнуть которую поможет решение тактических задач…

Сергей ИШКОВ.

Фото автора