СТАРТ МОСКОВСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

21 февраля 1935 года в кинотеатре «Ударник» открылся первый Московский международный кинофестиваль. До этого международные кинофестивали в СССР не проводились.

Советский кинофестиваль в Москве (он продолжался с 21 февраля по 1 марта) открылся показом в кинотеатре «Ударник» фильма «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых. По воспоминаниям современников, на этот показ в «Ударник» не могли прорваться даже представители тогдашнего советского «бомонда». Позже этому «билетному скандалу» даже была посвящена отдельная статья в газете «Правда».
Фестиваль в Москве стал логическим продолжением празднования 15-летия советской кинематографии, которое вся страна отметила с 10 по 18 января 1935 года. В эти дни, согласно специальному Постановлению ЦК ВКП(б), во всех трудовых коллективах были проведены собрания, на которых были «отмечены значительные достижения советской кинематографии и подчеркнута необходимость дальнейшей борьбы за создание высокохудожественных, понятных и любимых массами кинопроизведений, воспитывающих в духе социализма, за лучшую технику кинематографии и за широкое продвижение кинокартин во все города и села Советского Союза».
План этого международного киноконкурса в столице СССР возник после того, как в 1934 году организаторы Венецианского кинофестиваля включили в свою программу сразу несколько советских фильмов: «Веселые ребята», «Гроза», «Иван», «Окраина», «Три песни о Ленине», которые получили различные награды фестиваля (в том числе, и «Кубок Муссолини»). Таким образом, Московский кинофестиваль стал вторым «по старшинству» киноконкурсом в мире после Венецианского фестиваля, который впервые был проведен в 1932 году.
Из отечественных фильмов на площадках кинофорума кроме «Чапаева» были показаны «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «Крестьяне» Фридриха Эрмлера, «Летчики» режиссера Юрия Райзмана, «Любовь и ненависть» Альберта Гендельштейна, «Частная жизнь Петра Виноградова» Александра Мачерета и короткометражный фильм «Авиамарш» Михаила Кауфмана. Также были представлены кинокомедия «Горячие денечки» Александра Зархи и Иосифа Хейфица и объемный мультипликационный фильм «Новый Гулливер» Александра Птушко, использовавший новую для того времени технику комбинированных съемок.
Всего на участие было заявлено 65 фильмов. Однако комиссия Главного Управления Кинофотопромышленности отобрала из них только 26. К участию в конкурсе не были допущены картины, соревновавшиеся на международном кинофестивале в Венеции в 1934 году.
Кроме принимающей стороны в фестивале приняли участие еще 8 стран: США, Великобритания, Франция, Италия, Чехословакия, Венгрия, Китай и Польша. По количеству представленных кинолент вполне предсказуемо лидировал Советский Союз (9 фильмов); за ним следовали США – 7 фильмов; третью позицию по количеству кинолент занимала Великобритания (2 фильма). Остальные страны привезли в Москву по одной картине.
В состав жюри вошли такие мэтры отечественной киноиндустрии, как Серей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, от зарубежных коллег — представитель французской семьи изобретателей и изготовителей киноаппаратуры Анри Дебри. Председателем жюри был Борис Шумяцкий — участник гражданской войны в Сибири и дипломат, руководивший по заданию партии советским кинематографом с 1931 по1938 годы.
По итогам киносмотра, главный приз («Большой серебряный кубок») был вручен киностудии «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне», «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссерского мастерства, актёрской игры и операторской работы».
Вторую премию («Малый серебряный кубок») за фильм с чрезвычайно актуальным для Советского кинофестиваля названием — «Последний миллиардер» — получил французский режиссер Рене Клер.
Третьей премии была удостоена компания Уолта Диснея «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства».
Почётными грамотами фестиваля были награждены фильмы «Летчики» (реж. Юрия Райзмана) и мультипликационный фильм «Новый Гулливер» (реж. Александра Птушко).
По итогам кинофестиваля Борис Шумяцкий опубликовал в середине марта в газете «Кино» программную статью «За темпы и ритм социалистического реализма», в которой подчеркнул, что советская кинематография «показала себя идейно зрелой и творчески продуктивной».
В последующие годы кинофестиваль не проводился. ММКФ был возобновлен в 1959 году и стал проходить каждые два года, с 1999 года — ежегодно.

Сергей ИШКОВ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Vadim Bouravtsev
Vadim Bouravtsev
2 лет назад

Одна из немногих публикаций о 1-ом ММКФ, где правильно называется фамилия председателя жюри кинофестиваля. В большинстве же других дублируется ошибка: указывается Сергей Эйзенштейн.