ЗВУКИ ЗАБЫТОГО ТАНГО

«SIC TRANSIT GLORIA MUNDI» – «Так проходит мирская слава». Это меланхолическое латинское изречение – точный эпиграф к жизни и судьбе знаменитой киноактрисы Франчески Гааль, сводившей с ума в 1930-40- годы Европу, включая СССР, и Америку. Она ушла из жизни 45 лет назад, в 1973 году. В годовщину самых черных дней в жизни нашей страны уместно вспомнить и о ней, приносившей столько радости нашим родителям, дедам и прадедам. Ибо и по ее судьбе война прокатилась тяжелым катком.
…В марте 1945 года в только что освобожденном от фашистов Будапеште майор Советской армии натолкнулся в промозглом подвале на полуживую, изможденную старуху. На вопрос об имени она вдруг хриплым голосом пропела на немецком языке песню, мотив которой напомнил ему о чем-то радостном, о довоенном мирном прошлом. Это было танго из невероятно популярного когда-то фильма «Петер». Через час советское командование узнало, что «обнаружена пропавшая без вести в 1940 году киноактриса Франческа Гааль».
В ее биографии (1904–1973) немало темных мест и противоречий, связанных с ее взбалмошным характером, с импульсивными поступками, приносившими ей неисчислимые беды. Начиная с имени – то ли Фанни Зильверич, то ли Сидония Зильбершпитц. Она была 13-м ребенком в состоятельной еврейской семье и с детства проявляла незаурядные артистические способности. Но когда она подросла. началась Первая мировая война, империя Габсбургов дышала на ладан и мечты девушки о театре казались семье блажью. Но, не спросив родителей, она поступила в Театральную школу Будапешта, откуда была отчислена за недисциплинированность и пропуск лекций. Подсуетилась где-то в 1919 году к кино, снявшись в нескольких эфемерных лентах. Но ее по-прежнему тянуло на сцену и однажды, заменив заболевшую актрису под выдуманным псевдонимом Франческа Гааль, она сыграла вверенную ей роль с таким азартом и профессионализмом, что была немедленно взята в штат. К концу 1920-х она становится примой венгерских подмостков: «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка» , «Марица» и т.д.
1930-е. В кино приходит звук. Давний друг Франчески, журналист Герман Костерлиц, написавший первую рецензию на ее выступления и оказывавший ей всевозможную протекцию, выбивает для нее невероятно выгодный контракт с фирмой «УФА». Они перебираются в Берлин, и Франческа окунается в волны кинострастей. Она снимается в нескольких звуковых лентах («Паприка» и др.), имевших шумный успех, ее провозглашают «новой германской кинозвездой».
Но к власти уже пришли нацисты. Д-р Йозеф Геббельс заявляет: «Эта киноеврейка должна исчезнуть с наших экранов». Франческа и Герман перебираются в Австрию, где обстановка менее напряжена. Там Костерлиц, ранее писавший лишь сценарии, решает попробовать свои силы в режиссуре. За два с лишним года им сняты самые знаменитые фильмы с участием Франчески Гааль: «Ева и Петер» (1934), «Маленькая мама» (1935), «Катерина последняя» (1936). Напетые Франческой шлягеры распевает вся Европа.
Чем же привлекают тогдашнюю публику эти немудреные фильмы, перепевающие старую-престарую сказку о Золушке? Может быть, тем, что Золушка, которую играет Франческа Гааль, – это мечта всех мужчин: веселая и грустная, разбитная и скромная, чувствительная и сдержанная, находчивая и наивная.
В 1935 году на1-м Московском международном фестивале фильм «Ева и Петер» получает почетный приз. Посмотрев его, И. Сталин лично рекомендует фильм к прокату. И он выходит на экраны страны под названием «Петер». Позже – и «Маленькая мама».
Но грядут суровые времена. Австрия поглощена германским аншлюсом. Франческе предписано немедленно покинуть пределы страны. Но в Будапеште сидит профашистское правительство Хорти, запретившее евреям работать в театре и кино. Костерлицу и Франческе удается перебраться в Париж. Это последний подарок Фортуны: Франческа становится «сенсацией года» у пресыщенной парижской публики. Все носят шляпки «маленькая мама» и брюки «петер», поют ее песенки. Накупавшись в лучах славы, Костерлиц приглашает Франческу ехать с ним в США, в Голливуд, обещая безбедную жизнь и новые роли. И действительно, она снимается в нескольких фильмах, имеющих средний успех. Но время ее явно истекло: нужны новые смазливые личики. А дальше следует старая, как мир, история: Костерлиц, ставший гражданином США Германом Костером, увлекается юной 16-летней старлеткой Диной Дурбин и отдает ей роль, обещанную Франческе. Она остается без ролей, без поддержки, никому не нужная ни как актриса, ни как просто старая соратница и подруга…
В порыве отчаяния Франческа совершает главный роковой шаг в своей жизни: решает вернуться в Европу, где осталась ее семья. Идет 1940 год, большая часть Европы под нацистским сапогом, но каким-то образом она ухитряется добраться до Будапешта, где ее уже ждет гестапо. Ее прячут в подвале старые друзья-немцы. Квартал, где она прячется, – целиком немецкий, но, в отличие от Анны Франк, никто ее не выдает в течение четырех (!) лет. В промозглую мглу подвала ей приходят новости, одна страшнее другой: большая ее семья уничтожена – мать замучена в гетто, сестры погибли в концлагере, племянник расстрелян прямо на улице. Постепенно сообщать становится не о ком, иссякает и скудная еда. Спасение приходит лишь с Советской армией.
Военные врачи приводят ее в более-менее адекватное состояние – физическое и психическое. Она поет для советских бойцов «Катюшу» и «Калинку-малинку», пьет с ними неразбавленный спирт и пятиэтажным русским матом клянет Гитлера и его свору. Ее привозят в Москву, где она общается с Ворошиловым, Берией, возможно, с самим Сталиным. В отличие от американских и западноевропейских былых ее почитателей, русские оказываются более постоянными в старых привязанностях. Инкогнито, под присмотром ведомства Лаврентия Павловича, она посещает Ленинград, Одессу, Киев. Но просится домой, в Будапешт, обещая вернуться и спеть в музыкальной комедии.
В Будапеште ей дают роль в каком-то псевдоисторическом фильме из эпохи кардинала Ришелье. Но после единственной съемки 21 февраля 1946 года, она бесследно исчезает. Как раненный зверек, уползает умереть в одиночестве. Растворяется во времени и пространстве. Только через много лет удается установить, что она умерла в каком-то нью-йоркском приюте для обездоленных.
А нам остаются лишь мифы об очаровательной и взбалмошной актрисе, да пожелтевшие от времени киноленты и щемящие звуки старой мелодии:
«Мне так легко!/Танцуй танго!/ И слушай знойные ритмы далеких и теплых стран./Где нет зимы, /Где все, как мы, /Не знают боли сильнее и и глубже сердечных ран…»
SIC TRANSIT GLORIA MUNDI.
Олег Торчинский.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x