Бывают выставки шумные и помпезные, а бывают камерные, уютные, но не менее интересные и значимые. 200-летие со дня рождения удивительного художника Сергея Зарянко (1818 – 1870) — иконописца, портретиста, мастера интерьеров и миниатюры Третьяковская галерея отметила замечательной камерной выставкой, которая дала представление о мастерстве одного из видных художников середины XIX столетия.
Добрая, душевная разноплановая выставка благодаря ее куратору Екатерине Клементьевой исправила многолетнюю несправедливость и акцентировала внимание на авторе, работы которого были отмечены вниманием и приобретены самим П. М. Третьяковым (увы, после смерти художника).
В настоящее время в Третьяковской галерее хранятся девять живописных произведений мастера, созданные в различные периоды творчества. Все они представлены на выставке. Автопортрет Зарянко не написал, но на экспозиции мы видим работу ученика великого мастера, А. М. Колесова: простое, открытое, усталое лицо простого гения.
Сегодня имя С. Зарянко практически незнакомо любителям живописи, между тем как в середине XIX века он был один из самых востребованных портретистов в стране и вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов современников, где глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. Вот что пишет критик в обзоре выставки 1850 года о портретах Зарянко: «Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения… В глазах живая влага, выпуклость – эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста… верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека».
Профессор исторической и портретной живописи Императорской академии художеств был известен фотографической точностью рисунка. Его работы блестяще передавали сходство, а интерьерные детали приобретали скульптурные формы. Портретист, мастер интерьерного жанра, он также писал иконы, миниатюры. Портреты Зарянко, прекрасно передающие сходство, производили большое впечатление на современников и были востребованы заказчиками. По мнению художника, максимально правдивая передача натуры приближала произведение к истине. Большую роль в достижении поставленной задачи играли тонкие тональные светотеневые моделировки, помогающие выявить «скульптурную объемность» форм. Живописец умело воспроизводил фактурные свойства материалов — бархата, кружева, атласа, муара, золотого шитья, весьма вдумчиво подходил к выбору аксессуаров.
На выставке перед зрителем предстают десять живописных произведений Сергея Зарянко, девять из которых взяты из коллекции Третьяковской галереи. В основном это портреты, самый яркий и популярный из которых – «Портрет княгини В. М. Воронцовой». Куратор выставки Екатерина Клементьева подробно рассказала о периоде подготовки уникальной выставки, о работе художника над «живыми» портретами и поведала удивительную историю одного из них: «Сегодня Третьяковская галерея предлагает заново переосмыслить творчество мастера. Работы, хранящиеся в фондах, были тщательно изучены, например, удалось выяснить, почему на портрете Марфы Аврориной две даты: благодаря рентгенограмме удалось установить, что под портретом нарисовано еще одно изображение, и дата «1845 год» относится к первому изображению, а вторая дата (1851) – уже к самому портрету».
Екатерина Клементьева рассказала и о сложном жизненном пути Сергея Константиновича Зарянко. Художник родился в селе Ляды Могилевской губернии в семье крепостного крестьянина. Получив вольную, его отец вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. В 1834 году талантливый юноша в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств, обучаясь у В. М. Аврорина и А. Г. Венецианова, М. Н. Воробьева. В 1838 году С. К. Зарянко получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 году «за искусство и познания в живописном перспективном художестве» ему было присвоено звание академика, а в 1850-м он стал профессором исторической и портретной живописи.
Судьба отметила мальчика из семьи крепостных крестьян, дав ему возможность реализовать себя в любимом деле, получить признание и создать крепкую семью.
Зарянко внес вклад в развитие отечественной школы живописи не только как художник, но и как автор ряда трудов по теории искусства и по методике преподавания. Метод воспитания художников, характерный для школы Венецианова, сказался в том, что Зарянко не сразу обратился к портретной живописи. Ей предшествовали изображения интерьеров, отличающиеся особо тщательной прорисовкой предметов убранства и утвари. Позже художник продолжит писать интерьеры, хотя основное место в его творчестве займет портретная живопись.
В 1843 г. Зарянко переезжает в Москву, где служит учителем рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище. В 1846 г. художник возвращается в Петербург, где преподает рисование в военном учебном заведении (с 1851 г. – Константиновский кадетский корпус).
В Петербурге художник прожил десять лет и написал свои лучшие портреты. В 1856 г. Зарянко вновь переезжает в Москву, где ему предложено занять должность инспектора и старшего профессора в Московском училище живописи и ваяния. Среди его учеников – В. Г. Перов, В. Е. Маковский, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников.
Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-х и 1860-е гг., в основном отмечен педагогической деятельностью. Он обучал рисованию в различных учебных заведениях, создал не потерявшие актуальности по сей день труды по теории искусства и преподаванию.
Фотографическая точность приносила художнику и славу, и критику. В 1860-е годы фотография (сначала дагеротип) стала стремительно развиваться, и, как сейчас бы сказали, инновационная светопись составила огромную конкуренцию творчеству знаменитого портретиста, слава Зарянко стала меркнуть. Одновременно на арену художественной жизни вышло новое поколение художников, принесших новую эстетику реализма. Но живописец не мог и не хотел менять свою сложившуюся живописную манеру, а желал лишь совершенствоваться на некогда избранном пути. Он продолжал много и напряженно работать, но его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход к натуре. Пережить прижизненную потерю интереса к своему творчеству, холодный прием критики и публики сердце художника не смогло… Сергей Зарянко скончался в 52 года.
Просмотр разноплановой коллекции живописных произведений С. К. Зарянко позволяет составить представление о творчестве одного из самых незаурядных и виртуозных мастеров середины XIX столетия и насладиться яркими красками, очаровательными образами и талантом непревзойденного живописца.
Михаил Ковалев,
фото автора.