«БЕСПЛАТНОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ ДОРОЖАЕТ

Как показали итоги опросов, проведенные в России членами ОНФ, затраты родителей на нужды школ и классов значительно возросли за последние 1,5 года.

В целом, по итогам мониторинга, о ведущемся сборе денег на школьные нужды сообщили 83% опрошенных. Во многих школах регионов России родители учащихся из собственных средств оплачивают ремонт школы, покупку картриджей и бумаги для печати, приобретение мебели и штор, участие в конкурсах и экскурсиях, услуги охраны, приобретение моющих и чистящих средств и даже услуги уборщиц, покупку питьевой воды и туалетной бумаги. При этом образовательные организации не должны самостоятельно изыскивать средства на перечисленные нужды, так как эти вопросы находятся в зоне ответственности регионов, которые должны направлять на решение данных проблем бюджетные средства.


«Исследование проводится второй раз. Было очень важно сравнить затраты родителей за эти два периода. По результатам получилось, что если полтора года назад, по нашим расчетам, средняя сумма составляла 5 тысяч 320 рублей, то сейчас она — чуть больше 4 тысяч рублей. Казалось бы, расходы на тысячу снизились, при этом на ту же тысячу возросли расходы на школьную литературу: на школьные учебники, рабочие тетради и так далее. Это примерно 3 тыс. 400 рублей в среднем с семьи. Кроме того, в некоторых регионах родителям приходится также платить за электричество, туалетную бумагу, канцелярские принадлежности и так далее, — сообщила о проведенном исследовании директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова. – 10% школьников отметили, что здания, в которых они учатся, нуждаются в капитальном ремонте».

«Утешить» родителей школьников может лишь то, что, как показал тот же опрос, содержание ребенка в садике обходится родителям в среднем еще на тысячу дороже. По мнению Татьяны Половковой, в рамках выполнения «майских указов» основная часть выделяемых на образование средств уходит на зарплату учителей, а на расходы на канцелярские принадлежности, картриджи и прочее остаются какие-то жалкие 2%.

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец убеждена, что решить проблему поборов в школах позволит только нормальное финансирование из федерального бюджета: «Сейчас в регионах недофинансирование достигает 2,5 раз. Получается, что наше образование, которое должно быть бесплатным, является таковым только на словах. При этом, куда бы ни обратились с жалобой родители, они четко должны понимать, что если у них нет средств, чтобы сдать в школу, то их дети попадают в зону риска. Этих детей начинают травить не только учителя, но и администрация, завуалированно, конечно. Сегодня возможности наших детей зависят от толщины кошелька их родителей. Мы видим сегодня, что школьное образование является бесплатным только условно. Чтобы собрать ребенка в школу, необходимо найти несколько тысяч рублей. А если собирают в школу первоклассника, то эта сумма возрастает в разы, так как всё приходится покупать впервые. Мне кажется, что это дорога в никуда. Поэтому когда мы призываем наших матерей рожать и рожать побольше, мы должны говорить, что мы, как государство, снимаем с себя все обязательства по образованию ваших детей».

Руководитель Московского городского профсоюза работников образования Марина Иванова напомнила в связи с этим, что в Москве за последние годы количество подобных жалоб, наоборот, сократилось, что опять-таки связано с объемами финансирования: «Сегодня проблема поборов в московских школах уменьшилась. Чем выше финансирование школы, тем проще решаются проблемы социальной защищенности. Это и оплата труда, наличие и приобретение оборудования, а также тех расходных материалов, которые для этого оборудования нужны. Средств не хватает во многих регионах. Москва в этом случае является редким исключением и подтверждением того, что высота норматива финансирования может решить проблему поборов».

Заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Борис Чернышов причину проблемы видит в «недостаточной вертикализированности» существующей системы выделения средств на нужды образования: «Денег не хватает не всем школам. Здесь вопрос в финансировании муниципалитетов, к которым относятся эти школы. У нас, к сожалению, не вертикализированная система управления школами. Во-вторых, не всегда эти расходы эффективно распределяются региональными департаментами образования и науки и другими организациями, которые должны заниматься исключительно администрированием. В-третьих, сложилась такая практика, что деньги зависают на уровне субъекта. Главы регионов не всегда успевают раскассировать деньги для того, чтобы их правильно использовать. Слишком много бюрократических процедур. Нужно ускорять решения по получению денежных средств. Это большая задача для всех, кто занимается государственным управлением».

Сергей ИШКОВ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x