Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ: ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПАНДЕМИИ СТИМУЛИРОВАЛИ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ АНТИЭСТЕТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ТВОРЦОВ В ИЗОЛЯЦИИ

КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ: ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПАНДЕМИИ СТИМУЛИРОВАЛИ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ АНТИЭСТЕТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ТВОРЦОВ В ИЗОЛЯЦИИ

Кирилл Разлогов

Послезавтра на красной дорожке 43-го Московского кинофестиваля появится очередная партия красавиц в умопомрачительных нарядах. Церемония открытия ММКФ даст начало важнейшему событию в кинофестивальной жизни страны.

Опыт прожитых лет показывает, что ни ливень, ни стремительно приближающийся к нулю столбик термометра не способны заставить российских актрис отказаться от дефиле перед толпой фотокорреспондентов: обычно на ММКФ работает порядка 3000 журналистов из разных стран.

Сколько их будет на этот раз, сказать трудно: цифра, которую традиционно озвучивает на своем брифинге президент фестиваля Никита Михалков перед началом ММКФ, станет достоянием избранных. Потому что, чтобы попасть в ближний круг и пообщаться с Михалковым, в этом году нужно заранее прислать либо фото сертификата о прохождении вакцинации от COVID-19, либо результаты теста на антитела, подтверждающие раннее перенесенную коронавирусную инфекцию, либо отрицательные результаты ПЦР-теста на коронавирус.

Что, в общем, правильно.

Об основном конкурсе фестиваля мы писали достаточно подробно ранее. По мнению программного директора Московского фестиваля Кирилла Разлогова, центральные фильмы конкурсной программы, которая во всех смыслах всегда являлась приоритетной, в этом году впрямую обращены к кризисным ситуациям самой кинематографической жизни. Нынешняя программа ММКФ, как заметил Кирилл Разлогов, «с первого взгляда может показаться картиной всеобъемлющего Хаоса, но на самом деле связывает между собой времена, культуры и поколения и способна возродить в глубинах подсознания зрителей образ единого Космоса».

Поэтому сегодня – более подробно о других знаковых событиях ММКФ.

– Картину основного соревновательного блока призваны дополнить два других традиционных конкурса – документальных и короткометражных фильмов, – рассказывает Кирилл Разлогов. – Первый имеет особое значение потому, что он признан одним из немногочисленных центров предварительного отбора неигрового кино на премию Американской киноакадемии «Оскар». Это решение было в свое время принято благодаря поддержке президента Гильдии кинорежиссеров США Майкла Эптеда, ушедшего из жизни в начале нынешнего года. В его память мы показываем небольшую ретроспективу его игровых работ, включая «Дочь шахтера», получившую семь оскаровских номинаций. В свое время, будучи в Голливуде для отбора фильмов, мне не удалось договориться о том, чтобы эту картину дали на конкурс ММКФ.

Программа шедевров документалистики «Свободная мысль», как и в минувшие годы, безусловно станет одним из центров зрительского внимания, как и небольшая подборка пилотных выпусков и первых эпизодов новейших сериалов.

Конкурс короткометражных фильмов, как и сопутствующая внеконкурсная программа, в современных условиях играет особую роль.

– После того, как мы вынуждены были отказаться от программы «Перспективы», – рассказывает Кирилл Разлогов, – именно короткий метр стал основным, хоть и причудливым зеркалом формирования новых талантов. На мой взгляд, на наших глазах начинается новая эра экранной культуры, когда будут господствовать именно минималистские формы – от «Тиктока» до «Ютуба». Короткий метр, представленный специальной подборкой анимации, постепенно становится центром эстетического развития искусства экрана и его общественного резонанса.

Такой резонанс, безусловно вызовет и специальная программа «Обратная перспектива», посвященная ученикам новой мастерской мэтра отечественной режиссуры Александра Сокурова.

Но фестиваль не забывает и о дне вчерашнем.

– Нынешняя программа, – продолжает Кирилл Разлогов, – особо­ богата ретроспективными показами: ретроспектива к столетию взрывной пары Ива Монтана и Симоны Синьоре, цикл «Итальянское кино. Возвращение классики».

Наконец, юбилейный «Выбор Разлогова» восстанавливает и обогащает связь времен.

– По-своему аналогичные задачи, но уже на сугубо современном материале решают и «авторские» программы моих коллег по отборочной комиссии Андрея Плахова, Петра Шепотинника и Стаса Тыркина, – считает Кирилл Разлогов. – По стечению обстоятельств, отражающих дух времени, одно из центральных мест на фестивале занимают картины женщин-режиссеров. Помимо традиционного цикла Анжелики Артюх, мы покажем две ретроспективы из Китая и Израиля, которые, безусловно, обогатят представления наших зрителей о феминизации современного кинопроцесса в широких географических рамках, которые по-новому развернутся и в цикле «Вокруг света».

Елена Булова.

Добавить комментарий

Loading...
Top