Верховный суд РФ обозначил уважительные причины, по которым должники могут быть освобождены от ответственности за неуплату алиментов. В их число вошли: нетрудоспособность, невыплата или задержка заработной платы, обстоятельства непреодолимой силы, военная служба по призыву и другие. Между тем, ранее Минюст предлагал наказывать неплательщиков алиментов не только в административном, но и в уголовном порядке.
Возможные последствия этого решения Верховного суда РФ на площадке НСН прокомментировала лидер движения «За права женщин России», почётный адвокат России Людмила Айвар:
«Это решение повлияет не на ситуацию с уплатой или неуплатой алиментов, а на ситуацию с привлечением или непривлечением к административной или уголовной ответственности, поскольку Верховный суд определил ряд ситуаций, которые помимо воли плательщиков алиментов не позволяют их выплатить. В России на конец 2020 года неуплата алиментов составляла порядка 156 миллиардов рублей (сейчас, после ковидного года, сумма задолженности, по оценкам Людмилы Айвар, уже перевалила за 170 миллиардов рублей – прим. автора) и должниками по алиментам были тысячи и тысячи граждан РФ. В 2020 году было возбуждено 37,9 тысячи уголовных дел в отношении неплательщиков алиментов, а к административной ответственности было 95 тысяч. Безусловно, решение об обстоятельствах, которые не зависят от воли лица, обязанного платить алименты, снизит это количество. Я думаю, что Верховный суд исходил именно из этого, когда выносил свое Постановление».
По ее словам, в этом Постановлении есть два пункта, которые должны повлечь наступление ответственности «третьих лиц»:
«Это неуплата заработной платы работникам или несвоевременное перечисление банками денежных средств, а именно алиментов. В данном случае нужно привлекать к ответственности банки и работодателей, в том числе, с применением штрафных и процентных ставок для того, чтобы предотвращать такие ситуации. Собственно, единственный момент, который меня во всем этом настораживает, – это некоторая коррупциногенность данного Постановления, поскольку справки о болезни и вызванной ею нетрудоспособности могут приобретаться и при фактическом отсутствии такого состояния здоровья. Боюсь, что эти справки просто будут покупаться с целью неуплаты алиментов».
Кроме этого, как отметила Людмила Айвар, «все эти уважительные причины были бы хороши, если бы детям не надо было бы регулярно кушать, одеваться и т.д.»:
«Поскольку государство в лице Верховного суда РФ говорит о том, что есть уважительные причины неуплаты алиментов, то в данной ситуации, с моей точки зрения, государство должно позаботиться о том, чтобы те дети, которые не могут получать алименты от плательщика (будь то мать или отец, либо те нетрудоспособные родители, которые тоже имеют право на получение алиментов от своих трудоспособных детей), могли быть обеспечены некой средней суммой прожиточного минимума, чтобы не оставаться без средств для существования».
Завершая свое выступление, Людмила Айвар посетовала и на то, что «у нас не существует механизма контроля расходования денежных средств», полученных в качестве алиментов:
«Есть ситуации, когда женщина, получая денежные средства на своих детей, тратит их на себя. Я думаю, что принимая такие решения, нужно комплексно подходить к этой проблеме. Например, у нас сейчас появились эскроу-счета для совершения сделок с недвижимостью, почему бы государству не позаботиться об открытии самостоятельных счетов для перечисления туда алиментов. А органы опеки и попечительства контролировали бы целевое расходование этих денежных средств».
Выступление Людмилы Айвар прокомментировал и дополнил еще один участник пресс-конференции – председатель Всероссийской общественной организации «Союз отцов» Юрий Солёнов:
«Здесь очень важно отметить, что из 100% неплательщиков алиментов 22% – это женщины и 78% – мужчины. В России сейчас приблизительно 650 тысяч одиноких отцов и более 5 миллионов женщин».
По мнению Юрия Солёнова, одним из следствий такого решения Верховного суда РФ должно стать создание Государственного алиментного фонда, который бы обеспечивал право ребенка на материальное обеспечение:
«Я думаю, что это могло бы стать проявлением заботы государства о каждом ребенке, а в дальнейшем процесс выявления злостного неплательщика и взыскания с него денежных средств уже будет лежать на государственных органах».
Сергей ИШКОВ.
Фото автора