В Госдуму РФ в начале мая внесены законопроекты об иноагентах на выборах, ответственности за оскорбления ветеранов и другие проекты законов, направленные на развитие идеи по защите суверенитета.
Пакеты документов размещены в думской базе sozd.duma.gov.ru
Законопроект «О внесении изменения в статью 3.1 и статью 3.2 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» внесли 4 мая депутаты В. И. Пискарев, А. Г. Альшевских, Н. И. Рыжак, А. К. Исаев, Р. Д. Курбанов, Д. И. Савельев, А. В. Чепа, А. Л. Шхагошев.
Законопроектом предлагается дополнить действующий закон нормой о запрете на участие российских граждан и юридических лиц в деятельности организации, признанной нежелательной в РФ, за пределами территории РФ.
Кроме того, предлагается внести дополнительный квалифицирующий признак признания иностранной или международной организации нежелательной на территории РФ в случае оказания ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности или безопасности государства.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что комиссией ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, установлены многочисленные факты прохождения российскими гражданами за пределами территории РФ обучения на тренингах по влиянию на избирательные кампании, организацию массовых беспорядков, несанкционированных политических акций, в том числе с привлечением несовершеннолетних, осуществлению антироссийских информационных акций и формированию в российском обществе терпимости к употреблению наркотических средств путем пропаганды их употребления и легализации наркотиков.
Обучение осуществляется при методической, технической и финансовой поддержке иностранных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ. В настоящее время в подобных действиях граждан РФ и юридических лиц не содержится нарушений российского законодательства.
Иностранные неправительственные и международные организации регулярно проводят мероприятия, которые нацелены на обучение гражданских активистов, в том числе из РФ, практике реализации различных проектов, а также продвижения протестных настроений в массы. В некоторых случаях организаторы тренингов и семинаров используют в качестве учебного материала пиар-компании запрещенной в Российской Федерации террористической организации «Исламское государство». Вместе с тем, законодательством Российской Федерации такая деятельность не запрещена, ответственность за участие в подобных мероприятиях не установлена.
Еще один законопроект «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» внесли того же 4 мая депутаты Государственной Думы В. И. Пискарев, А. Г. Альшевских, Н. И. Рыжак, А. К. Исаев, Р. Д. Курбанов, Д. И. Савельев, А. В. Чепа, А. Л. Шхагошев.
Законопроектом предлагается предусмотреть, что не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин, причастный к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, признанными судом экстремистскими или террористическими организациями.
Запрет будет распространяться на учредителей, членов коллегиального руководящего органа, руководителей и заместителей руководителей экстремистских и террористических организаций, руководителей их структурных подразделений и их заместителей, членов, участников, работников и иных лиц, причастных к деятельности таких организаций.
Еще один законопроект «О внесении изменений в статью 284.1 Уголовного кодекса Российской Феде рации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесли 4 мая депутаты В. И. Пискарев, А. Г. Альшевских, Н. И. Рыжак, А. К. Исаев, Р. Д. Курбанов, Д. И. Савельев, А. В. Чепа, А. Л. Шхагошев.
Законопроектом вводится уголовная ответственность за участие в деятельности и за руководство деятельностью иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности без предварительного привлечения совершающего деяния лица к административной ответственности.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что деструктивные организации – носители террористических, экстремистских и националистических идей, преследуя свои преступные цели, наносят существенный вред мировому сообществу, стимулируя своей деятельностью возникновение новых очагов политической, межнациональной, межрелигиозной напряженности.
Противодействие деятельности организаций, в отношении которых принято решение о признании их нежелательными на территории РФ, блокирование попыток их влияния на социальные и политические институты российского общества должно рассматриваться «как одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, направленной на защиту основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов российских граждан, национальных интересов Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства и общественного порядка».
Решение о признании нежелательной деятельности на территории РФ иностранной или международной организации в случае, если она представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны и безопасности государства, принимается Генеральной прокуратурой по согласованию с МИДом на основании данных, поступающих от правоохранительных органов. Перечень таких иностранных организаций ведет Минюст России, размещая информацию на своем официальном сайте в Интернете.
Конституционный Суд в Постановлении от 25.04.2001 №6-П «По делу о проверке конституционности статьи 265 УК отметил, что государство вправе устанавливать уголовную ответственность за общественно опасные деяния, которые в силу своей распространенности причиняют существенный вред и не могут быть предотвращены с помощью иных правовых средств.
Следующий законопроект «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» внесли 5 мая депутаты В. И. Пискарев, А. Б. Выборный, Э. А. Валеев, Н. И. Рыжак, Д. И. Савельев.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что Европейским Судом по правам человека (НСПЧ) при рассмотрении жалобы № 1555/04 «Захаркин против Российской Федерации» выявлен правовой пробел в российском законодательстве, которое не предусматривает специальных правил для свиданий осужденных и их представителей в ЕСПЧ.
ЕСПЧ признал, что РФ допущено нарушение статьи 34 Конвенции. Законопроектом предлагается восполнить указанный законодательный пробел и тем самым привести порядок отбывания наказания в части соблюдения права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на обращение в Европейский Суд в соответствие с международными стандартами.
В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса в исправительных учреждениях действует режим – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в том числе охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними. В целях исключения случаев проноса адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, на территорию исправительного учреждения технических средств связи, а также технических средств (устройств), позволяющих осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в ст. 89 и 158 УИС.
Законопроектом предлагается конкретизировать право адвокатов или иных указанных лиц проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру для снятия копий с материалов личного дела осужденного, компьютеры и пользоваться такой копировально-множительной техникой, фотоаппаратурой и компьютерами только в отсутствие осужденного в отдельном помещении, определенном администрацией исправительного учреждения.
Последний из внесенных законопроектов «О внесении изменения в Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» внесли 5 мая депутаты Е. А. Ямпольская, А. Д. Жуков, а также сенатор А. К. Пушков.
Устанавливается запрет в публичном выступлении в СМИ или в Интернете отождествлять цели, решения и действия руководства СССР, командования, военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования, военнослужащих нацистской Германии и стран оси, которые были установлены приговором Нюрнбергского трибунала.
Запрет распространяется на отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы.
Принципиальная позиция авторов законопроекта – поставить законодательный заслон явным оскорблениям в адрес наших дедов и прадедов, омерзительным спекуляциям на нашей Победе, не дать заработать политического капитала на охаивании наших предков, сохранив при этом пространство для исторических изысканий, научных дискуссий, в том числе в части обсуждения конкретных действий и поступков конкретных лиц.
Лев Московкин.