Мы привыкли восторгаться большими, «убедительными» полотнами известных живописцев. Внушительных размеров картины чаще всего выставляют в галереях, на вернисажи не попадают вещи маленького размера, особенно если это только набросок или замысел композиции. Собрание небольших работ знаменитых художников – наброски, эскизы, замыслы композиции – обычно хранятся на полках и в папках. «Иногда маленький формат складывается в самую значительную часть наследия художника, сохраняя то, что о его даровании понимать важнее всего», — поясняет Мария Гадас, куратор выставки «Маленькое» искусство», открывшейся в Еврейском музее и центре толерантности.
Выставка «Маленькое» искусство» состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных смысловых воплощениях произведений небольшого размера. Здесь представлены 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Льва Бакста и других художников. Зритель может проследить вспомогательную функцию небольшого наброска, уловить движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.
Вторая часть выставки переносит нас в Петроград 1924 года, где супрематисты работали над открытием универсальных формул мироустройства, а каждая композиция становилась их воплощением. «Современная нам форма в искусстве – исследовательский институт», – так Казимир Малевич определил направление работы своего окружения. Академический порядок смещен, и в искусство модернистов приходит новое значение неоконченного рисунка, легкость, отсутствие сюжета. Острый, очень точный рисунок Бакста сохраняет быстрое движение руки, а в акварелях Константина Сомова видно, как скрупулезно художник работал даже над небольшим листком. Маленькие форматы бумаги (у нее в это время новый удельный вес) с большой ясностью передают ценные свидетельства: манеру и последовательность работ художников. Пафос авангарда, его стремление изменить большие и маленькие формы предметов прекрасно передает уникальная графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910-1920-х гг.
В 1930-е годы на периферии художественного пространства оказались многие непонятые и непризнанные художники: Александр Шевченко, Павел Басманов, Антонина Софронова. Этим мастерам кисти свойственна ярко выраженная способность уместить на небольшом листочке огромные человеческие переживания.
Говоря о чувствах и эмоциях, невозможно не упомянуть камерное, но не просто маленькое, а возникшее в местах лишения свободы – тюремных камерах и лагерях – искусство. На выставке представлены лагерные миниатюры Михаила Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные в нечеловеческих условиях материалы. Так появился цикл крошечных работ, размером со спичечный коробок.
Работы для выставки предоставили Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей-заповедник «Абрамцево», Государственный музей архитектуры имени Щусева, Музей-заповедник «Царское село» и другие музеи, а также частные собрания.
Еврейский музей и центр толерантности с радостью принимает всех посетителей, так, специально для выставки разработана программа для людей с инвалидностью. Для слабовидящих и незрячих посетителей представлены тактильные модели и записан аудиогид с тифлокомментариями для самостоятельного посещения выставки. Слабослышащие посетители могут воспользоваться видеоэкскурсией, также проводятся регулярные экскурсии с сурдопереводчиком для взрослых и детей. Кроме того, в рамках выставки музей подготовит экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития.
Михаил Ковалев.
Фото автора