ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЕДОМСТВА СТАЛИ БОЛЕЕ ОТКРЫТЫМИ ДЛЯ ГРАЖДАН

Такое мнение высказал директор Департамента внешних коммуникаций Счетной палаты РФ Павел Демидов, представляя на площадке ТАСС только что вышедший доклад ведомства, посвященный исследованию уровня открытости органов госвласти.

Это исследование Счетная палата РФ проводит с АНО «Инфокультура» и Центром перспективных управленческих решений. Уровень открытости эксперты оценивали по трем направлениям: 1) по открытости информации (оценка сайтов Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ); 2) по открытости данных (оценивалось наличие наборов данных, выборочная оценка наборов данных); 3) открытости к диалогу (оценивалась по оперативности реагирования на информационные запросы граждан; оценке открытости ФОИВ в работе с журналистами; также оценивалось использование социальных сетей, работа общественных советов).

В самом начале презентации доклада Павел Демидов напомнил, что открытость – это один из ключевых факторов эффективности расходов государственного бюджета:

«Когда что-то не открыто, когда что-то не прозрачно, появляются «тени»… Поэтому мы выступаем за открытость. Это уже третий доклад: мы публикуемся с 2019 года. В прошлом году представили второй доклад на уровне правительства, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин представил результаты исследования президенту РФ».

Сопоставив данные исследований за эти годы, авторы доклада пришли к выводу, что в 2021 году произошел значительный рост открытости Федеральных органов исполнительной власти. Если в прошлом году ведомствами с высокой степенью открытости были признаны только 3 госоргана, то в этом – уже 21. Впервые за 3 года большинство ведомств ответили на запрос информации в 30-дневный срок, было высоко оценено наличие информации на сайтах.

В этом году, как сообщил Павел Демидов, 3 ведомства получили оценку ААА, то есть показали высокую, практически идеальную открытость по всем направлениям: это Росстат, Росреестр и Росавтодор. Второй год подряд ведомством с высокой открытостью остается Росмолодежь. Большинство министерств и ведомств относятся к категории среднего уровня открытости – такими по итогам анализа этого года были признаны 40 госорганов. Ведомствами с низким уровнем открытости в 2021 году оказались только 9 ФОИВ, большая часть из которых – Федеральные органы госвласти силового блока, работа которых связана с национальной безопасностью и секретной информацией. Правда, и в этом, на первый взгляд, вполне понятном «правиле» наметились некоторые отрадные изменения. Так, говоря об уровне открытости сайтов ведомств, Павел Демидов отметил, что в высшую категорию по этому параметру перешли Россельхознадзор и ФСБ России!

Но наибольший рост открытости, по данным авторов доклада, произошел во взаимодействии ФОИВ с гражданами.

«Реагирование на запросы граждан – важная история, связанная с открытостью. Граждане нам пишут, нам надо отвечать. Причем отвечать не только формально, а отвечать содержательно. На это нас ориентируют все вызовы времени», — подчеркнул директор Департамента внешних коммуникаций Счетной палаты РФ.

По его словам, 45 ведомств в этом году по этой оценке выросли, причем 39 из них выросли серьезно.

«Мы это делали через «тайного гражданина»: у нас «тайный гражданин» отправлял запросы в ведомства. Если в прошлом году половина ведомств не ответила на запросы вовремя, в этом году 63 из 70, то есть, подавляющее большинство ответили вовремя (от автора — в течение 30 дней в полном соответствии с нормой, установленной федеральным законом )», — пояснил Павел Демидов.

Так и хочется сказать, без всякой отсылки к мрачным временам «культа личности», «жить стало лучше, стало веселее»… Однако, как напомнил Павел Демидов, нельзя останавливаться на достигнутом:

«Несмотря на рост открытости ведомств, который показывает наш анализ, конечно, вряд ли стоит останавливаться на достигнутом. Мы изначально позиционировали методику данного исследования как, по сути, оценку первого этапа развития открытости государства, как своеобразный минимум открытости. То, что ведомства показывают хорошую динамику, внушает уверенность, что можно идти дальше, оценивать открытость не только по формальным критериям».

На то, что госорганам в плане открытости есть еще, к чему стремиться, указывает, например, следующая прискорбная тенденция: как сообщил Павел Демидов, «параметр «реагирование на журналистские запросы» не показал роста в этом году, даже показал небольшой откат»:

«У нас 2 редколлегии по договоренности с нами направили одинаковые запросы во все ФОИВы в одно время, и мы получили такую картинку: 32 ФОИВ улучшили свои оценки по этому показателю, 38 ухудшили».

Что же касается ответов на обращения граждан, то здесь как на недостаток, который еще предстоит исправить, Павел Демидов, указал на часто встречающуюся усложненность языка:

«Очень важно не просто ответить гражданину, а ответить так, чтобы ему было понятно, ответить по существу. Речь идет о языке общения. (…) Мы оценивали сложность текста. Пока можно совершенно четко сказать, что пока мы говорим очень сложным языком с гражданами».

Как говорится, отвечайте попроще и побыстрее, и люди к вам потянутся…

Сергей Ишков. 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x